О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Боливар не вынесет двоих

Занявшись ремонтом агрегатов для авиадвигателей, "МашКБ" стало конкурентом для ОАО "Омскагрегат". В этой борьбе каждая из сторон за прошлый год уже потеряла по миллиону долларов. Но обе намерены стоять до победного конца. "МашКБ" пытается лишить завод объектов ремонта, "Омскагрегат", в свою очередь, активно внедряется в акционерный капитал конструкторского бюро.

Идущие вместе

В советское время Машиностроительное конструкторское бюро и агрегатный завод работали в связке. Первое разрабатывало новые и модернизировало старые агрегаты, а второй запускал эти разработки в серийное производство и ремонтировал их. Специализировались оба предприятия на топливо-регулирующей аппаратуре, масляных и топливных насосах, гидравлических системах для двигателей военной авиации: Су-27, МиГ-29, МиГ-31, Ил-86, Ан-124, Як-42 и так далее. Включая вертолеты Ми-17 и Ми-26.

С началом перестройки объемы заказов резко упали. Если завод пытался изготавливать насосы для автомобилей, тракторов, предприятий нефте- и газодобывающей отрасли, то более двух тысяч конструкторов "МашКБ" оказались просто не удел. Государством опытно-конструкторские работы больше не финансировались. Более того, там на поверку оказались недальновидны: закрепив в госсобственности 38% акций стратегического агрегатного завода, КБ разрешили приватизировать полностью, не оставив даже "золотой" акции.

Вдоволь "хлебнув" рынка, руководство Машиностроительного КБ во второй половине 90-х наконец-то "нащупало" то, на чем можно зарабатывать деньги: ремонт некогда собственноручно разработанных агрегатов. Объемы такого ремонта в России уменьшились настолько, что для этого стало хватать опытного цеха, располагающегося в омском конструкторском бюро.

Идущие врозь

- В авиации расклад такой, - рассказывает финансовый директор ОАО "Омскагрегат" Евгений Шишкин. - Стоимость отремонтированного агрегата - 50% от стоимости нового. В то же время трудозатрат на ремонт требуется не вполовину меньше, а в 3-4 раза. Рентабельность высока, и нет надобности в больших основных фондах. В определенный момент мы почувствовали, что стали лишаться рынка.

Так партнеры стали конкурентами. Причем "МашКБ" оказалось в более выгодных условиях: если стоимость основных фондов Омскагрегата составила 224 миллиона рублей, то у конструкторского бюро их числилось в десять с лишним раз меньше. А значит, меньше и себестоимость продукции. Отсюда и более низкие цены за ремонт.

- Потребители, понимая ситуацию, - продолжает Евгений Шишкин, - начали ее использовать в своих интересах. Приходят и нам говорят, что "МашКБ" готово снизить цену ремонта, потом идут к ним, ссылаясь на наши более низкие цены. И это при том, что двигателестроительные заводы сейчас вполне платежеспособны и готовы платить за агрегатыреальные деньги по рыночной цене. В результате отдельные отремонтированные агрегаты наш завод продает чуть ли не себе в убыток - лишь бы остаться на рынке и не потерять его. По моим оценкам, в результате такой конкурентной борьбы каждое из наших предприятий потеряло за год по миллиону долларов. А все попытки договориться ни к чему не привели.

Выживет лишь один

- На мой взгляд, - возражает заместитель генерального директора ОАО "МашКБ" по экономике Леонид Штеренберг. - Серийщики должны беречь своего разработчика. Любить, холить и по голове гладить. У нас так не сложилось. Раньше агрегатный был в гораздо более лучшем положении, чем мы. "МашКБ" потеряло госзаказ и лежало влежку, оно - жило "на ремонте". Да, потом они пытались договориться. Но как? Предположения сводились к одному: все модификации, моя и все новые разработки отдавайте только нам. И никому больше. Ремонтом не занимайтесь. За это будете получать 5-7% (потом эта доля выросла до 20%) от объема реализации. Грубо говоря, этапозиция ведет к тому, чтобы нас "положить" и сделать ручным КБ. И держать на коротком поводке: сколько денег дадим, столько и будет. Довело до вырождения наше производство в конце концов, потому что если ничего не изготавливать, а только чертить, то цех вымрет. Нас это не устроило. Путем определенного демпинга мы вышли на хорошие позиции, где можем конкурировать с ними. Но мы же не отобрали у них весь рынок.

Говорят, генеральный директор "МашКБ" Андрей Кульков сказал в узком кругу: "Из нас двоих выживет лишь один". Такие примеры уже есть в европейской части России: ряд КБ "задушили" свои серийные заводы. Выжившие "серийщики", в свою очередь, начали создавать собственные конструкторские службы.

Уничтожение буквой

В конкурентной борьбе с Омскагрегатом МашКБ нашло очень тонкий , но весьма действенный ход. Конкуренты начали вносить в старые известные агрегаты некоторые изменения. Иногда очень даже незначительные. Они могут касаться, допустим,только замены резины, или какого-то небольшого конструкторского изменения. Что позволяет изменить название агрегата. Было, например, наименование из четырех цифр. К ним добавляется буква - А, М или Т. А в результате получается как бы новый агрегат. Проводя такую замену в конструкторской документации, на выходе оказывается обязательное требование ставить на двигатель только агрегат с дополнительными буквами. Документацию на который "МашКБ" заводу не передает, становясь монополистом в ремонте данного изделия. А предыдущие агрегаты уже невостребованы, хотя они почти ничем не отличаются от нового. На складе сбыта у Омскагрегата уже есть некоторое количество таких изделий, которые можно сдавать в металлолом в результате вышеупомянутых действий "МашКБ".

Завод собирается подавать жалобу в антимонопольный комитет на необоснованную конкуренцию.

- Если бы у нас не было экспортных контрактов, - говорит финансовый директор Омскагрегата Евгений Шишкин, - которые не зависят от документации "МашКБ", я не знаю - жил бы сегодня завод или уже умер.

Кроме экспорта агрегатный активно выходит на конструкторские бюро в других регионах и предлагает имработать совместно. Есть подвижки и в этом направлении. Хотя по-прежнему основная беда предприятия - его громоздкость. Есть планы в ближайшее время разбить завод на несколько подразделений, каждое из которых станет самостоятельным юридическим лицом.

Ну а в конкуренции с "МашКБ" "Омскагрегат" уповает на захват ОАО изнутри. Уже сейчас завод нашел партнеров, совместно с которыми контролирует около 43% акций "МашКБ". Задача года - довести эту сумму до 50 процентов. Чему, понятно, руководство КБ яростно сопротивляется....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерческие вести». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка