Источник: газета «Независимое обозрение»
Опубликовано: 31.05.2002, 14:14

На старых "стратегах" далеко не улетишь


Правительственная комиссия по военно-промышленным вопросам утвердила итоги тендера на разработку боевого самолета пятого поколения. Как заявил глава Минпромнауки Илья Клебанов, главным исполнителем амбициозного проекта, призванного вооружить воздушные войска грозным самолетом-невидимкой и обеспечить дальнейшее присутствие России на мировом рынке авиатехники, станет компания "Сухой". В кооперации с ней также будут действовать ОКБ Яковлева и компания "МиГ".

Как сообщили "Независимому Обозрению" в пресс-службе ОКБ "Сухой", уникальная боевая машина, способная взлетать с небольших аэродромов, быть невидимой для вражеских радаров и эффективно уничтожать как воздушные, так и наземные цели, должна быть подготовлена для серийного производства к 2008-9 годам.

Растянутость в сроках объясняется чрезвычайной дороговизной проекта. По словам гендиректора Росавиакосмоса Юрия Коптева, только на первом этапе затраты оцениваются в 1,5 млрд. долларов. Это деньги, которые в ближайшие пять лет должны быть потрачены только на проведение научных и опытно-конструкторских работ. Стоимость исследований значительно удорожается тем, что за время, которое прошло с начала разработки (еще при СССР) суховского истребителя пятого поколения С-37 Беркут и микояновского изделия "1.44", последние успели основательно устареть. В результате командование ВВС недавно объявило, что эти машины, хотя и прошли уже летные испытания, ни при каких обстоятельствах военным ведомством закупаться не будут. Таким образом, придется создавать практически новую модель, а это потребует немало времени и денег. Ни того, ни другого у Минобороны нет.

Пока русский "стелс" еще даже не вышел из стадии бумажной проработки, в Соединенных Штатах его аналоги уже поставляются в ВВС (как F-22 фирмы "Локхид Мартин") или проходят испытания (как многофункциональный легкий истребитель "JSF" той же фирмы). Что, впрочем, неудивительно, ведь наш оборонный бюджет в 30 раз меньше американского. Между тем новый самолет необходим России не только для поддержания боеспособности Военно-воздушных сил. Продажа авиатехники составляет 60% всего отечественного оружейного экспорта (выручка от которого в прошлом году равнялась 4,4 млрд. долл.), и без создания нового самолета уже к концу десятилетия России попросту нечего будет предложить иностранным клиентам.

Как сообщил корреспонденту "НО" гендиректор ОКБ "Сухой" Михаил Погосян, хотя истребитель пятого поколения во многом ориентирован на экспорт, успешность затеи в целом все равно будет напрямую зависеть от главного заказчика - Минобороны. По его оценке, чтобы производство нового самолета стало рентабельным, объем поставок должен быть не менее 500-600 машин с отпускной стоимостью на мировом рынке порядка 35-40 млн. долларов за каждую. Для своих Вооруженных сил отпускная цена будет несколько ниже, но и в этом случае, чтобы оживить залежавшийся на полках НИИ и КБ проект, военным придется основательно раскошелиться.

Между тем практика последних лет показывает, что вопреки собственным широковещательным заявлениям, будто альтернативы крылатому оружию у нации нет, военное ведомство практически ничего не делает для того, чтобы оно появилось на свет. Все, чего удалось достичь за последние годы, - это поднять в воздух и облетать на разных режимах "воздушные лаборатории", имеющиеся в одном экземпляре: самолет РСК "МиГ" и суховский прототип истребителя будущего с обратной стреловидностью крыла Беркут. Да и это делалось почти полностью за счет собственных средств компаний. Военные же вместо денег ограничились выдачей двум ведущим самолетостроительным фирмам (ныне работающим почти полностью на зарубежных заказчиков) тактико-технических требований для перспективного самолета.

И это вполне объяснимо. При колоссальном дефиците средств люди в погонах параллельно с проектом истребителя пятого поколения решили запустить еще одну дорогостоящую программу. Под впечатлением от молниеносной победы американцев в Афганистане, достигнутой в основном за счет применения воздушных сил, главком ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов заявил, что на вооружение дальней авиации страны в скором времени поступят еще три мощных стратегических бомбардировщика Ту-160. В настоящее время эти ракетоносцы, строительство которых было начато еще в советские времена, в разной степени готовности находятся в цехах Казанского авиационного производственного объединения (КАПО). Первая из машин, постройка которой финансируется в рамках Государственного оборонного заказа-2002, будет передана военным уже в конце года. В результате завершения программы Россия будет располагать парком из восемнадцати сверхзвуковых бомбардировщиков, способных наносить высокоточные удары как ядерным, так и обычным оружием в любой точке планеты. Параллельно с достройкой новых самолетов на КАПО будет производиться модернизация уже эксплуатирующихся машин, в результате чего их ударная мощь возрастет в несколько раз. Ту-160 получат усовершенствованное бортовое оборудование и крылатые ракеты большой дальности нового поколения. Доработка бортов, с тем чтобы придать им способность успешно решать задачи в войнах и локальных конфликтах XXI века, в сумме будет стоить около 4 млрд. долларов. Сумму, в которую обойдется изготовление трех самых дорогих в военной авиации самолетов, а также стоимость и количество ультрасовременных ракет Х-555 и Х-101, которыми их собираются оснастить, военные не разглашают. Тем не менее, как сообщил "Независимому Обозрению" источник в Минобороны, степень готовности строящихся ныне в Казани Ту-160 составляет от 65 до 85%. Что касается дальнобойных крылатых ракет, то цена их американского аналога "Томагавк" составляет около 1 млн. долларов за экземпляр.

Чтобы хотя бы попытаться удержать паритет с Соединенными Штатами по этим вооружениям, требуется выпустить несколько сот "крылаток". Наиболее "продвинутой" считается ракета Х-101, судя по рассекреченной информации, опережающая новейшие зарубежные разработки на 10-15 лет. Это оружие будущего, разработанное в КБ "Радуга", способно попасть в футбольные ворота с расстояния свыше 5 тысяч километров. Русский "Томагавк" прокладывает свой маршрут, прижимаясь к земной поверхности. Благодаря этому, а также применению на Х-101 технологии "стелс", обнаружить ее и тем более сбить практически невозможно.

Установка на суперстрелах не только ядерных, но и обычных боеголовок существенно расширит возможности стратегической авиации России. Отныне ее можно будет применять не только в маловероятном глобальном ядерном конфликте, но и в нарастающих региональных войнах, как это успешно делали ВВС США в Афганистане, Ираке и на Балканах.

Реалии нашей экономики, как признает военное руководство страны, едва ли позволят России как минимум до 2010-х годов обзавестись стратегическими бомбардировщиками, сравнимыми с новейшими американскими невидимками В-2. Каждый из этих самолетов обходится бюджету США в 1 млрд. долларов. Таких денег в нашей казне нет. Достройка в Казани трех ракетоносцев, оснащение 37-й воздушной армии (дальняя авиация) перспективными крылатыми ракетами, а также модернизация парка крылатых "стратегов" Ту-160 и Ту-95МС, как полагают в военном ведомстве, позволят России с минимальными затратами усилить свою воздушную мощь.

Это, однако, не означает, что Россия полностью отказалась от разработки перспективного авиационного комплекса. По словам Василия Александрова, генерального директора Авиационного научно-технического комплекса (АНТК) им. Туполева, конкурс на разработку стратегического бомбардировщика нового поколения может быть объявлен уже в ближайшее время. На уровне научно-исследовательских разработок аналогичная работа ведется и в ОКБ Сухого. Тем не менее приступить к реализации проекта в металле победитель тендера, даже по самым оптимистическим прогнозам, сможет не раньше чем через 10-15 лет.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 31 мая 2002 года | Дайджест публикаций за 31 мая 2002 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Независимое обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: С-37, Ту-160, Ту-95МС, Опытно-конструкторское бюро им. П.О. Сухого, Авиационная холдинговая компания "Сухой", Погосян Михаил, Михайлов Владимир, Беркут (в процессе тестирования)