О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Чужие войны

В 2001 г. в российской оборонке появился новый лидер. Как свидетельствует рейтинг Центра анализа стратегий и технологий (Центр АСТ) , это формирующийся на наших глазах авиастроительный холдинг "Сухой", чья прошлогодняя выручка превысила $1,5 млрд. Успехи "Сухого", как и всех прочих предприятий отечественного ВПК, полностью объясняются выполнением экспортных контрактов.

По сравнению с западными конкурентами российские предприятия ВПК остаются карликами. В списке 100 крупнейших оборонных предприятий мира за 2000 г. , который составляет стокгольмский институт SIPRI (Stockholm International Peace Research Institute) , холдинг "Сухой" занял бы место в конце второго десятка, а далеко отставший от "Сухого" Уралвагонзавод - в середине пятого десятка. Источник в одной из авиапромышленных компаний объясняет это так: "На Западе главным заказчиком является собственная армия, которая, как правило, оплачивает и все НИОКРы. Экспорт для западного ВПК - это уже просто сверхприбыль. А у нас министр обороны открыто заявил, что раньше 2005 г. закупок новой авиатехники не будет, а новые танки обещают заказывать вообще после 2010 г. ". В России же, по словам эксперта Центра АСТ Константина Макиенко, экспортные контракты полностью определяют показатели компаний - лидеров оборонки.

Рейтинг 20 крупнейших российских предприятий ВПК составляется Центром АСТ с 1999 г. почти по той же методике, что и рейтинг 100 предприятий мирового оборонного сектора Стокгольмского международного института по изучению проблем мира (SIPRI). При составлении рейтинга Центр АСТ использует данные, полученные либо от самих предприятий, либо из открытых источников.

Лидерство "Сухого", как и стабильные показатели ИАПО, полностью объясняется поставками самолетов Су-30 в Китай и Индию по заключенным в 1999 - 2001 гг. контрактам. По словам официального представителя "Сухого" Юрия Червакова, доходы от продаж внутри страны у головного предприятия холдинга - ОКБ Сухого - в прошлом году даже уменьшились, а его прибыль на 95% связана с иностранными заказчиками.

Та же картина и на Уралвагонзаводе, который не производил новых танков свыше пяти лет. И лишь подписанное в 2001 г. соглашение о поставке танков Т-90 в Индию на $800 млн привело к расконсервации полностью свернутого танкового производства. Причем, по словам источника на предприятии, сейчас там испытывают проблемы с набором квалифицированного персонала.

И лишь Игорь Мещан, советник ФПГ "Оборонительные системы", третьего предприятия в рейтинге АСТ, говорит, что укрепить позиции им удалось благодаря диверсификации, опирающейся в том числе и на активизацию внутреннего спроса. Кроме зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-300, "Оборонительные системы" модернизируют для иностранных покупателей ранее поставленные ЗРК С-125, а также производят охранные системы для пограничников "Полоса" и спутниковую систему определения координат "Тропа". Последняя, которая является аналогом известной американской системы JPS, имеет и гражданское применение.

Конверсионное и гражданское производство почти не приносят доходов лидерам российской оборонки. Серьезный объем гражданская продукция занимает лишь у производителей стрелкового оружия и боеприпасов, говорит Макиенко. Особый случай - все тот же Уралвагонзавод, который представляет собой единое юрлицо, в котором сосуществуют два технологически разных производства - танков и железнодорожных вагонов. Впрочем, при создании холдинга бронетанковой техники правительство собирается в скором времени отделить гражданское производство от военного.

Сюрпризом прошлого года стал резкий рост производства в вертолетной промышленности, констатирует Макиенко. На трех основных вертолетных заводах - Казанском (КВЗ), Улан-Удинском (УУАЗ) и Ростовском ( "Роствертол") - производство выросло в три раза, а их общая выручка - со $142 млн в 2000 г. до $438 млн. Подвиги вертолетчиков объясняются стандартно: резким ростом экспорта в Индию, Иран и другие азиатские страны....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка