О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На "Старт". Внимание

По аэродрому, по аэродрому

Став в годы Великой Отечественной войны пунктом передислокации многих производств, Куйбышевская область получила возможность развить собственную промышленность. Перевезенные заводы так и остались в Куйбышеве. Среди них оказался и завод аэродромного оборудования, организованный в 1941 году на базе эвакуированного из Киева экспериментального завода. В годы войны завод выпускал агрегаты стрелково-пушечного и бомбардировочного вооружения самолетов, а в 1952 году приступил к освоению производства средств наземного обслуживания самолетов. Завод стал производить передвижные гидроустановки, заправщики, самоходные площадки обслуживания СПО-15М, передвижные контрольно-ремонтные лаборатории и мастерские на шасси автомобилей высокой проходимости, аварийно-тормозные установки и многое другое, нужное в аэродромном хозяйстве оборудование. Завод стал ведущим в России специализированным предприятием по производству наземного аэродромного оборудования с широким диапазоном возможностей, способных удовлетворить практически все технические потребности по обслуживанию и ремонту любых видов гражданских и военных самолетов и вертолетов.

К началу 90-х спрос на продукцию завода стал падать, а государство взяло курс на конверсию. Завод аэродромного оборудования как нельзя лучше подходил на роль экспериментальной конверсионной площадки, поскольку считалось, что большинство выпускаемых заводом изделий может применяться в других отраслях. В рамках конверсии завод собирался наладить и выпуск новой продукции, в частности оборудования для ремонта и технического обслуживания автомобилей. Но с конверсией получилось неважно, и к середине 90-х, когда на заводе появились внешние инвесторы, он пребывал в далеко не лучшем состоянии - кредиторская задолженность в несколько десятков миллиардов рублей, дебиторская по госзаказам - наоборот, в пару миллиардов, и все.

Между Европой и Азией

В середине 90-х идея получить управление заводом пришла в голову бизнесменам Дмитрию и Александру Гольдштейнам, которые среди прочего были и совладельцами фирмы под геополитическим названием "Евроазиатский концерн". Эта компания летом

1996 года скупила у работников завода около 30% акций предприятия и сместила с поста директора Владимира Доронина, которого взяли на работу в областную администрацию. Пост председателя совета директоров занял представитель концерна Валерий Семенычев. Однако полного контроля Евроазиатскому концерну добиться не удалось - свой пакет акций "Старта" концерн смог довести лишь до 42%. Но оставалась надежда на 10-процентный пакет акций, который принадлежал самарскому Фонду имущества. Как раз на декабрь 1996 года и был назначен соответствующий аукцион по продаже этого пакета.

Однако, как выяснилось, на этот пакет, кроме Евроазиатского концерна, были и другие претенденты. Например, ФПГ "Двигатели НК", Самарский филиал банка "Российский кредит", Самараагробанк и даже московский банк "Росинвест". И все же акции достались "Евроазиатскому концерну", причем не без помощи руководства "Старта". "Мы провели определенную работу, чтобы этот пакет достался концерну с минимальными затратами", - заявлял тогда генеральный директор предприятия Александр Митлин.

Собрав 52% акций "Старта", Евроазиатский концерн провел внеочередное собрание акционеров предприятия, на котором был сменен состав совета директоров предприятия. Председателем совета директоров остался Валерий Семенычев, а Владимир Доронин, много лет проработавший директором "Старта", лишился своего места в совете директоров предприятия. Другими акционерами завода оставались ЧИФ "Нефтел" (20%) и трудовой коллектив.

В 1997 году у владельцев Евроазиатского концерна, среди которых, кроме Гольдштейнов, были еще несколько человек, возникли разногласия. Было созвано два общих собрания акционеров концерна, избраны два генеральных директора и сделано две печати. Для завода "Старт" эта ситуация стала, конечно, большой неприятностью. Только суд определил, с кем из акционеров должен иметь дело "Старт": победил Дмитрий Гольдштейн, избранный в совет директоров "Старта".

Пока владельцы Евроазиатского концерна разбирались между собой, директор "Старта" Александр Митлин провел реструктуризацию производства, сокращение штатов и перевел рабочих предприятия на контрактную основу. Обсуждались возможности очень привлекательных контрактов, например, производство электрических обогревателей. Впечатляли перспективами переговоры с концерном Daewoo по поводу возможности "отверточной" сборки корейских автомобилей на "Старте". Говорили, что якобы корейский производитель выбирал между АВИАКОРОМ и "Стартом". Так это было или нет - доподлинно не известно, но в результате, как известно, корейцы не выбрали никого.

Внимание, марш

К концу 1998 года Евроазиатский концерн стал с гораздо меньшим энтузиазмом, чем два года назад, относиться к "Старту". Кстати появился и потенциальный покупатель - группа компаний "СОК", которая, видимо, по достоинству оценила возможности производственных площадей и помещений "Старта". А может быть, и название завода, как нельзя лучше подходящее для названия спортивного комплекса. На этапе переговоров прессой высказывались предположения о том, что на мощностях завода группой компаний будет развернуто производство каких-либо комплектующих для АВТОВАЗа, однако этого не произошло.

"СОК" купил пакет акций, принадлежавший Евроазиатскому концерну, - вернее, взял акции в доверительное управление, в котором пакет и находится по сей день, и приступил к реструктуризации собственности. В ноябре 1998 года суд ввел на заводе внешнее управление, арбитражным управляющим предприятия стал Геннадий Серафимов. Причем на этом этапе участие в борьбе за контроль над заводом принял генеральный директор "Моторостроителя" Игорь Шитарев.

К этому времени финансовое положение "Старта", который и без того имел огромное количество долгов, ухудшалось с каждым днем. На АО "Старт" изготавливались системы для дозаправки самолетов, и 91% заказов приходился на "оборонку". Чтобы как-то платить зарплату, еще в начале 90-х предприятие вынуждено было взять кредиты в Средневолжском коммерческом банке. Прогоревший банк переуступил долги АО "Старт" своим кредиторам. Те, в свою очередь, сразу же потребовали оплаты долгов. Претензии предъявили гипсовый комбинат, "Самаравторцветмет" (1,3 млрд неденоминированных рублей), "Самаранефтепродукт" (3,5 млрд рублей), "Самарасимплекс" (1,3 млрд рублей). Большие долги остались у АО "Старт" перед "Водоканалом" и "Самараэнерго". Со всеми кредиторами предприятие вело переговоры об отсрочке платежей. И с большинством удалось договориться. Упорство проявило Сызранское автотранспортное предприятие, которому АО "Старт" оказалось должно около 400 млн рублей. Логично, если учесть довольно тесные взаимоотношения владельцев автотранспортного предприятия с группой компаний "СОК".

Внешнее управление на заводе продлялось несколько раз, а группа компаний "СОК" тем временем развернула на площадях завода производство оконных конструкций и мебели - этим занимаются ЗАО "СТАРТ-Мебель" (76% акций принадлежат ООО "Сок-Мебель", 24% - ОАО "Старт") и ЗАО "Старт-Перспектива" (76% - ООО "Самарские оконные конструкции", 24% - ОАО "Старт"). Одно из зданий завода было переделано в спортивно-оздоровительный комплекс - этим занимается ОАО "Спорткомплекс "СТАРТ" (76% - ООО "Сок-старт", 24% - ОАО "Старт"). Общая площадь комплекса - 2500 квадратных метров, площадь спортзалов - более 1200 квадратных метров. Здесь в зале рукопашного боя площадью 130 квадратных метров теперь проходят тренировки служб охраны "СОКа", шоколадной фабрики "РОССИЯ", "ЛукОЙЛа", КРЦ "Звезда". Общее управление недвижимостью осуществляет ЗАО "Старт-Сатис" (76% - ООО "САТИС", 24% - ОАО "Старт").

На сегодняшний день 76% акций ЗАО "Завод аэродромного оборудования", во владение которого плавно перешли ликвидные активы "Старта", находятся в управлении группы компаний "СОК", а оставшиеся 24% принадлежат ОАО "Старт". С кредиторами завод заключил мировое соглашение. Расплачиваться придется, видимо, 24% акций ЗАО "Завод аэродромного оборудования". Как говорит генеральный директор ОАО "Старт" Александр Митлин, если кредиторы не будут этим удовлетворены, процесс банкротства будет возобновлен, и в качестве оплаты долгов будут использованы основные средства, которые у ОАО "Старт" все же еще есть.

Был у "Старта" и новый перспективный проект - производство 2-местного учебно-тренировочного самолета А-23М. Планировалось, что производство этих легких самолетов стоимостью $25,5 тысяч будет осуществляться на ОАО "Старт" с подключением других предприятий ВПК региона. Генеральным конструктором самолета был Игорь Вахрушев. Увы, он трагически погиб в июне 2000 года на авиашоу в Смышляевке во время пилотирования А-23М. После этого тема производства этого самолета на "Старте" уже не поднималась.

По словам Александра Митлина, на сегодняшний день группа компаний "СОК" вложила средства в обеспечение производственного процесса: в частности, в ремонт производственных помещений. Это для сравнения с "Евроазиатским концерном", который в завод ничего не вкладывал. Однако заказы у завода есть - и в этом году, и вплоть до 2004 года. Поэтому говорить о том, что крупнейшее некогда предприятие по производству аэродромного оборудования закрылось окончательно, нельзя.

Надо говорить, что оно работает....
Авторские права на данный материал принадлежат «Дело». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка