О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Тогда считать мы стали раны

В этом году убытки авиакомпаний мира могут составить $6 млрд, что в два раза меньше убытков предыдущего года, явившихся следствием терактов 11 сентября в США. Об этом во вторник в Шанхае говорили участники ежегодного собрания Международной ассоциации воздушного транспорта ( IATA). Авиаторы не скрывали, что им пришлось бы нелегко и без терактов - из-за перенасыщенности рынка. Американские аналитики задолго до терактов предупреждали о падении прибылей и возможном убытке гражданской авиации из-за замедления темпов роста экономики страны, падения спроса и высоких цен на топливо.

Прошлый год стал последним в "золотой эпохе" мировой гражданской авиации: с 1994 по 2000 год отрасль постоянно получала прибыль по результатам года. Объем авиаперевозок сократился в прошлом году на 5,7%. Это самое большое снижение за всю историю IATA. Убытки прошлого года оказались в два с половиной раза выше, чем это было в 1992-м, когда из-за войны в Персидском заливе воздушный транспорт потерял $4,8 млрд.

Мировой кризис практически не коснулся России, где объемы авиаперевозок продолжают расти. Последствия американских терактов частично сказались на деятельности только "Аэрофлота", который, тем не менее, смог в прошлом году удвоить чистую прибыль по международным стандартам. По словам первого заместителя генерального директора "Аэрофлота" Александра Зурабова, предварительные подсчеты показывают, что прибыль превысит $20 млн. По российским же стандартам расчетов, прибыль составила 1,315 млрд рублей.

Несмотря на мировой кризис, неплохие финансовые результаты демонстрируют и ведущие европейские авиакомпании. "Прибыль Air France по итогам года составила 235 млн евро, - рассказала "Известиям" представитель московского офиса авиакомпании Галина Эммануилова. - Согласно статистике Ассоциации европейских авиакомпаний, Air France увеличила свою долю рынка с 15,4% до 16,9% и теперь занимает второе место в Европе по объему перевозок".

Неплохие результаты и у немецкой Lufthansa, увеличившей прибыль на 7 млн евро, что более чем в два раза превышает показатели первого квартала 2001 года. "На данный момент пока невозможно сделать реалистичный прогноз на весь 2002 год, - говорит представитель московского офиса Lufthansa Наталья Вештемова. - Но мы предполагаем, что результаты будут значительно лучше, чем в 2001 году. Это при условии, что не произойдет никаких террористических актов или политических потрясений, которые могли бы оказать негативное влияние на экономическую ситуацию в мире".

В банкротстве швейцарской Swiss Air и бельгийской Sabena теракты в США виновны косвенно - они лишь ускорили процесс.

Основной ущерб пришелся на долю американских авиакомпаний, которые еще не вышли на досентябрьский уровень объема перевозок. Всего восемь крупнейших авиакомпаний США завершили первый квартал 2002 года с общим убытком в 2,46 млрд долларов.

Но больше всех пострадала American Airlines, самолеты которой были
угнаны, а затем направлены на небоскребы комплекса Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и на здание Пентагона в Вашингтоне.

"С финансовой точки зрения ситуация, в которую мы попали, представляется удручающей", - заявил глава компании Дон Карти. В четвертом квартале 2001 года убытки American Airlines составили 798 млн долларов, а в первом квартале нынешнего года эта цифра снизилась до 575 миллионов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка