О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Военно-Транспортная махинация

В Главном штабе ВВС переполох. Военная прокуратура раскручивает, пожалуй, крупнейшее дело о финансовых злоупотреблениях в Вооружённых силах России. 10 апреля 2002 года на стол министра обороны Сергея Иванова легло специальное представление главного военного прокурора генерал-полковника юстиции Михаила Кислицына, рассказывающее о незаконной коммерческой деятельности частей и соединений ВВС. Особую остроту ситуации придала недавняя катастрофа военного вертолёта Ми-8, который, как выяснилось, в день аварии незаконно перевозил посторонних лиц. Министром обороны уже отправлены в отставку начальник армейской авиации Сибирского военного округа полковник Лукьяненко и командир отдельной вертолётной эскадрильи полковник Чипецкий. Военную авиацию ожидают более масштабные кадровые чистки. В числе отставников могут оказаться заместитель начальника Главного штаба ВВС генерал-майор Алёшин и командующий 61-й воздушной армией генерал-лейтенант Денисов. За несколько лет незаконной коммерческой деятельности махинаторы из ВВС нанесли государству ущерб, который может исчисляться не одним миллиардом долларов.

В лучших традициях

Ставная военная прокуратура РФ (ГВП) работает проверенными методами. Информационная база для будущих громких разоблачений уже подготовлена. Не так давно новостные агентства со ссылкой на закрытые источники распространили сообщения о том, что военными самолётами Ил-62 М, предназначенными для первых лиц Минобороны, перевозились представители теневого бизнеса, в том числе и лидер измайловско-гольяновской преступной группировки Антон Малевский. Это, собственно, всё, чем ГВП посчитала нужным поделиться с российскими налогоплательщиками. В распоряжении "Версии" оказались документы, которые отражают смысл претензий военных прокуроров к командованию ВВС. Их можно с полным правом назвать сенсационными. По сути, последние десять лет военно-транспортная авиация принадлежала кому угодно, но только не ВВС России.

Как всё начиналось

А начиналось всё на заре рыночных отношений, когда по постсоветскому пространству уверенной поступью зашагали первые предприниматели. Их бизнес заключался в основном в закупке и перепродаже товаров народного потребления. Начиная со спирта "Роял" и заканчивая бытовой аппаратурой. Товары закупались в основном импортные, поэтому проблема доставки грузов из пункта А в пункт Б стояла особо остро. Рынок же грузовых авиаперевозок к тому времени представлял собой жалкое зрелище. Верней, его не было вовсе. Однако, как известно, свято место пусто не бывает. В стране нашлись люди, которые пришли на помощь зарождающемуся отечественному бизнесу. Ими стали воины военно-транспортной авиации. Рядовые лётчики и их начальники-генералы. К началу 90-х годов военно-транспортная авиация заняла широкую нишу на рынке грузовых авиаперевозок. Военная авиация привлекала гражданский бизнес многим. В первую очередь, низкими ценами. К тому же на военных самолётах можно было легко провести контрабанду. И генералы в накладе не оставались. Деньги потекли рекой. Была лишь одна проблема. Большая часть этих сделок совершалась незаконно, и назрела острая необходимость хоть как-то легализовать этот чёрный бизнес.

Отряды-призраки

В 1993 году в России появились две авиакомпании с непривычными для уха рядового обывателя названиями - "223-й лётный отряд" и "224-й лётный отряд". Оказалось, что эти предприятия носили статус государственных и были сформированы на базе 61-й воздушной армии и 8-й авиадивизии особого назначения. Это практически вся военно-транспортная авиации России. Основными базами отрядов стали аэродром ВТА "Мигалово" (Тверская область) и подмосковный аэродром "Чкаловский".

Внешне авиакомпании создавались под вполне благовидным предлогом. Мол, в условиях недофинансирования Вооружённых сил вырученные от перевозок гражданских грузов и пассажиров средства смогли бы несколько улучшить финансовое положение армии. Это внешне. На деле создание этих отрядов стало не более чем фикцией.

По закону их не существует вовсе. Как следует из попавших в наше распоряжение документов за подписью главного военного прокурора Кислицына, компании были созданы без решения Правительства РФ и МО РФ. Кроме того, они даже не зарегистрированы в реестре предприятий Минобороны. Выходит, что их нет. В уставах компаний отсутствуют какие-либо сведения об их уставном фонде, порядке и источниках финансирования. И наконец, компании вообще не имеют никаких прав на перевозки. Причина проста: у этих авиакомпаний нет имущества, переданного собственником на законных основаниях. Более того, по словам генерал-полковника Кислицына, сертификаты на пассажирские и грузовые перевозки выданы компаниям Государственной службой Гражданской авиации незаконно.

Конечно, можно предположить, что отцы-командиры компаний попросту запутались в отечественном законодательстве. Бывает и такое. Однако не в этом случае. Компании-призраки создавались намеренно, для прикрытия масштабной финансовой авантюры.

Как украсть миллиард

Так или иначе, а военно-транспортный бизнес был легализован. Только возникла одна проблема:все деньги шли в казну. А так неинтересно. Дельцами из ВВС была разработана хитрая схема, благодаря которой львиная доля средств, заработанных за эти годы военно-транспортной авиацией, так и не дошла до бюджета. ВВС России были незаконно переданы в аренду предпринимателям.

Схема работает так. Специальное постановление Правительства РФ гласит, что все коммерческие перевозки самолетами военно-транспортной авиации должны производиться на условиях фрахтования воздушных судов. Допустим, 223-й лётный отряд и коммерческая фирма заключают договор о перевозке груза. 223-й лётный отряд - перевозчик, коммерческая фирма - фрахтователь. Посредников между перевозчиком и фрахтователем быть не должно. Все деньги за перевозку должен получить лётный отряд и перечислить их в бюджет. Это по закону. На деле же всё происходило несколько иначе. Фирмы, с которыми заключали договоры 223-й и 224-й лётные отряды, на самом деле были лишь посредниками и позже заключали аналогичные договоры с непосредственными фрахтователями самолётов. Получается, что ВВС попросту за скромную мзду сдавали самолёты и экипажи в аренду посредникам.

О том, какими грандиозными убытками это оборачивается для государства, можно судить по такому примеру. В период с 28 июня по 2 июля 2001 года военно-транспортным самолётом Ан-124 (бортовой номер 82003) в интересах ГУП "Рособоронэкспорт" по маршруту Чкаловский - Таганрог - Пафос (Кипр) - Чкаловский было перевезено 34,8 тонны военного имущества. За перевозку ГУЛ "Рособоронэкспорт" отстегнул более 16 с половиной миллионов рублей. Как вы думаете, сколько получили Военно-воздушные силы? Всего четыре с половиной миллиона. Как говорится, "на бензинчик". Остальное отхватила некая авиакомпания "Аэрофрахт", которая выступила посредником между ВВС и "Рособоронэкспортом". Общий ущерб составил около 350 тысяч долларов. По данным ГВП, только за 2001 год подобных сделок было заключено более четырёхсот. Даже умножать страшно. И так на протяжении почти десяти лет.

Опять военачальники не доглядывают? Очень даже доглядывают. С фирмами-посредниками, а это ЗАО "Авиакомпания "Аэрофрахт", 000 "Авиакомпания "Айрон Драгон-Флай АС", ЗАО "Альфа Авиа", 000 "Лизинговая авиакомпания "Траст Авиа" и другие (всего около 20 штук), у них складываются необычайно тёплые и конструктивные отношения. Вместе работают, вместе прячут концы в воду. Вот что об этом пишет генерал-полковник юстиции Кислицын. "Фактически самолёты ВВС незаконно передавались в аренду различным коммерческим негосударственным авиакомпаниям. Для придания законности своим действиям и сокрытия арендных отношений между сторонами оформлялись договоры фрахтования (воздушного чартера). Однако по своей правовой природе эти договоры фактически являются соглашением двух перевозчиков о совместном использовании самолётов ВВС, поскольку, как установлено проверкой, коммерческие авиакомпании также заключили договоры фрахтования с третьими организациями".

Их дружба крепка настолько, что фирмачи и генералы даже подделывают документы. Для получения эксплуатационных спецификаций фирмы-посредники предоставили в Государственную службу Гражданской авиации подложные справки о передаче им военных самолётов в аренду. В числе лиц, подписавших справки, очень важные армейские чины. Например, заместитель начальника Главного штаба ВВС генерал-майор Александр Алёшин. Таким же образом были получены эксплуатационные спецификации на самолёты 61-й воздушной армии, которой командует генерал-лейтенант Виктор Денисов. Неужели они не знали, что ВВС в аренду не сдаются?

Кто крышует?

Говорят, что очень многие. Круг интересов уже давно распространился за пределы "арбатского военного округа". Хватит ли сил у Главной военной прокуратуры переломить ситуацию - покажет время. Ставки действительно слишком высоки....
Авторские права на данный материал принадлежат «Версия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка