Крылья Сибири
21 июня 2002, 16:54
Мусульманские будни "Сибири"
Начало работы
Как рассказывает Владимир Скакалкин, первый полет в Иран уже был весьма необычным. Когда лайнер подлетал к Мешхеду, стало известно, что в городе идет стрельба: местная оппозиция правительству выступила со своими требованиями, и на улицы вышли демонстранты. В итоге Ту-154 приземлился в Тегеране, где простоял около суток. При этом летчиков даже не выпустили из самолета. На следующий день беспорядки в Мешхеде были прекращены, и "сибиряки" прибыли в аэропорт базирования.
Российские самолеты в Мешхеде выполняли полеты под флагом авиакомпании "Иран Эйр Турс" (Iran Air Tours), дочерней компании национального перевозчика "Иран Эйр". В основном, россияне летали на внутрииранских маршрутах, но были и международные рейсы, в том числе в Москву, Джидду, Бахрейн, Стокгольм и даже в африканские города Найроби и Кампалу.
На каждый самолет по контракту требовалось три экипажа, которые должны были соответствовать определенным требованиям. Одним из условий было выполнение до начала работы в Иране минимум 20 международных рейсов. В "Сибири" такого количества подготовленных летчиков еще не было, и поэтому для работы на первом "сибирском" лайнере было приглашено по одному экипажу из "Аэрофлота" и "Внуковских авиалиний".
В августе 1992 года в Мешхед прибыла вторая машина из Новосибирска. В 1994 году в Иране базировались уже три лайнера "Сибири". Всего в Мешхеде находились самолеты более чем из десяти городов России.
Авиаперевозки
Все рейсы выполнялись практически со стопроцентной загрузкой, даже глубокой ночью. Благодаря наличию нефти авиационное топливо в Иране стоит очень дешево и поэтому в стране очень низкие авиатарифы. Поэтому многие иранцы предпочитают воздушный способ передвижения.
Большое внимание уделяется авиационной безопасности. В аэропорту производится очень серьезный предполетный досмотр как пассажиров, так и экипажа. Интересно, что мужчины и женщины досматриваются в разных секторах. Во время рейса в салоне, кроме двух стюардов и двух-трех стюардесс, всегда находятся два вооруженных охранника в штатском. Без разрешения бортпроводников пассажиры не могут даже просто встать с кресла, а тем более пойти в туалет.
Специфика полетов
По словам летчиков, полеты в Иране были достаточно сложными. Большинство аэродромов расположено на высоте выше 1000 метров, а некоторые выше 2000. Экипажи из Новосибирска раньше в таких условиях не работали, и первые полеты давались непросто.
Рейсы были очень скоротечные, самый продолжительный - из Тегерана в Бандар-Аббас - 1 час 45 минут. Некоторые длились меньше часа. Экипаж обычно выполнял 4-6 полетов в день. Большинство местных аэропортов имеют полосы длиной более 3500 метров и очень хорошего качества, но слабо оборудованы системами навигации и посадки. Поэтому зачастую заход на посадку приходилось делать вручную, что создавало дополнительные нагрузки. Месячный налет летчиков составлял 65-75 часов. Количество посадок достигало 50-70 в месяц, что почти в пять раз больше, чем в России.
"Характерной особенностью Ирана является быстрая смена погодных условий. Бывало, возвращаешься на аэродром вылета, прошло всего два часа, а там уже все по-другому. Вообще, в Иране иногда кажется, что нарушаются законы физики: стоит ясная погода, землю видно, никаких туч, и при этом неизвестно откуда вовсю сверкают грозы. У Персидского залива температура летом порой превышает 45 градусов. Однако в самом Мешхеде климат можно назвать довольно комфортным", - говорит второй пилот Алексей Ичаловский.
В 1999 году "Сибирь" открыла в Мешхеде линейную станцию технического обслуживания (ЛСТО). Она обслуживала весь парк Ту-154М, базирующихся на данном аэродроме, по форме "Б-четная" (через каждые 300 часов налета) и по более мелким формам. До начала работы ЛСТО все самолеты примерно раз в два месяца надо было перегонять на трехдневное техобслуживание в "Толмачево". Старшим специалистом технической группы "Сибири" при организации ЛСТО был Вячеслав Дехаев.
Стандартная командировка для летчиков и техперсонала "Сибири" обычно продолжалась четыре месяца. За работу в Иране они получали хорошее вознаграждение, при этом в Новосибирске им сохранялось 60 процентов от обычной зарплаты. Эти деньги получала семья. Большинство "сибиряков" в результате иранских командировок серьезно поправило свое финансовое положение. Многие смогли купить квартиры и машины.
В 1999-2000 гг. в Иране также работали летчики из Алтайского, Томского и Кемеровского филиалов авиакомпании.
Командировочный быт
Все российские авиаспециалисты жили в одной гостинице. Начиная с конца 1990-х годов "родным домом" авиаторов был отель "TORGABEН GRAND HOTEL", расположенный в 30 км от аэропорта.
Вот как описывает условия проживания в отеле авиатехник цеха ?4 Виктор Тур: "Гостиница расположена за городской чертой в деревне Торгабэ - отсюда и ее название. Быт проживающих был весьма прост: книги, телевизор (ОРТ и РТР), видео, походы в гости друг к другу, иногда сауна и бассейн. Вид из окна номера довольно унылый: желтовато-серые горы, лишенные растительности. Со стороны парадного входа разбит небольшой парк, где за деревьями и цветами ухаживают садовники. Это словно оазис на лунной поверхности".
Согласно местным законам белые люди не имеют права трогать женщин-мусульманок. Командир летного отряда ?1 Сергей Шатров рассказывает такой случай: "При посадке на наш самолет на трапе споткнулась и упала женщина. Наш бортинженер, стоявший на трапе, взял ее под руку и хотел помочь подняться. Тут же подскочил секьюрити из местных и предупредил летчика о возможных "больших неприятностях"".
Некоторые выводы
Как показал опыт, решение о лизинге самолетов с экипажами в Иране было правильным. Если в 1992 году рынок пассажирских перевозок в России еще оставался стабильным, то уже через год он упал более чем на 30 процентов, а в 1999 составил всего 35 процентов от уровня 1992 года. В стране возник большой избыток самолетов и авиаспециалистов. Работа в Иране позволила не только сохранить высококвалифицированный персонал, но и заметно повысить его профессионализм. За десять лет полеты в сложных условиях Ирана освоили более 200 летчиков и свыше 100 человек инженерно-технического состава авиакомпании "Сибирь".
За счет регулярных валютных поступлений из Ирана удавалось поддерживать финансовое состояние предприятия в переходный период. Очень помогли эти средства авиакомпании в первые месяцы после кризиса 1998 года.
Сегодня рынок авиаперевозок в России заметно увеличивается. Самолеты и летчики становятся более востребованы у себя на родине.
Наша справка
Иран (бывшая Персия) - исламское государство. Население - около 70 млн. человек. Главная отрасль промышленности - добыча нефти. Более половины поверхности страны - горные массивы. Высочайшая точка - вулкан Демавенд (5604 м). Максимальное расстояние между крайними точками Ирана - около 2500 км.
Новый год отмечается 21 марта. Выходной день - пятница. Местное время опережает московское на 30 минут. По мусульманскому летоисчислению идет 1381 год.
Мешхед - второй по величине город страны с более чем 1000-летней историей. В нем проживает около 2 млн. человек. Здесь находится одна из святынь мусульманского мира - гробница восьмого шиитского имама Резы.
Авиакомпания "Иран Эйр Турс" в 2000 году перевезла на внутренних маршрутах 1600 тысяч пассажиров. Ее флот состоит из 20 арендованных самолетов Ту-154М и Як-42Д. В Мешхеде расположена основная техническая база авиакомпании. В стране более 60 аэропортов. Некоторые из них расположены менее чем в 100 км друг от друга....
Авторские права на данный материал принадлежат «Крылья Сибири». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114