О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

От противостояния к интеграции

Периодически в наших средствах массовой информации поднимается вопрос о двух наших вертолетных фирмах МВЗ им. М. Л. Миля и ОАО им. Н. И. Камова.

В последнее время вектор высказываний сместился от полярного противостояния к тезису сохранения обеих фирм. Кто против? Никто. Вопрос лишь в том, как это сделать и с чего начинать. К сожалению, предлагаемые методы порой свидетельствуют о непонимании предмета дискуссии и неведении путей выхода из затянувшегося кризиса. Приведу лишь наиболее "красноречивое" высказывание одного из наших руководителей: "Одна из фирм могла бы заниматься созданием техники для наших вооруженных сил, другая - экспортными поставками". Как можно продавать авиационную технику за рубеж, не эксплуатируя у себя дома? Представьте себе улыбки президентов американских производителей боевых вертолетов Bell или Boeing, если бы один из заместителей Рональда Рамсфельда сделал подобное заявление. Вертолетный бизнес чрезвычайно сложный, требующий самого внимательного и, что очень важно, грамотного к себе отношения со стороны государства.

Нам очень повезло: Михаил Леонтьевич Миль и Николай Ильич Камов оставили в наследство огромное богатство в виде двух уникальных фирм, со своими традициями, богатым опытом и своими неповторимыми схемами: классической одновинтовой и камовской соосной. Какие еще "родители" оставили бы в наследство сразу две вертолетные схемы? Ни в одной стране нет такого богатства. оно уже давно вышло за пределы наших границ, став мировым достоянием. Вроде бы радоваться нужно. А у нас. как в сказке, когда умирают родители и оставляют сыновьям наследство. которое те никак не могут разделить. Они не могут понять. что только вместе они - сила. вместе они могут приумножить богатство семьи, а порознь - развалить. Богатство - в дополнении друг друга, как теперь говорят, в интеграции. Сохранить наше вертолетное наследство - этот труд и лишения всего нашего народа - можно только вместе. Противостояние двух фирм. порой переходящее в воину, в конечном итоге приведет если не к уничтожению. то к существенному снижению конкурентоспособности. Поэтому нам суждено вместе строить вертолеты, вместе поднимать вертолетную отрасль и вместе создавать единую систему эксплуатации, сопровождения продукции, обучения и т. д.

Все познается в сравнении. Как хорошо, что у нас есть, пока еще, что сравнивать. Сравнивать и находить достойное применение. Однобокость всегда ущербна. Это как футболист, который может бить только с одной ноги, - он никогда не добьется настоящего успеха, как и вертолетчики, умеющие летать только на машинах одной схемы.

У вертолетов "Ми" и "Ка" - много общего: и плюсы, и минусы. Наши вертолеты, независимо от фирмы и схемы, простые, прочные и надежные. Как шутят вертолетчики, эксплуатировать их можно не по состоянию, а до "хруста". И болезни у них одинаковые, если у соосной схемы соудараяются лопасти, то у одновинтовой, по той же причине, лопасти бьют по хвостовой балке или кабине экипажа - природа явлений одинакова, ее невозможно обмануть. Проблемы нужно решать сообща, вместе, а не скрывать, не загонять внутрь, они все равно проявятся рано или поздно, правда, последствия будут уже разные.

Рачительность хозяина не в сиюминутной выгоде, а в долговременном благополучии. Сегодня нужно работать на будущее, а будущее - в интеграции сил и средств, в интеграции обоих схем. Схема действий достаточно простая: от противостояния -к поиску точек соприкосновения. отработке направления совместных действий и взаимной интеграции. Поэтому не противостояние. а объединение с усилением общих плюсов, унификация летательных аппаратов, средств обслуживания, документации, сил и средств обучения, интеграция всей системы при сохранении индивидуальности.

Не могут руководители делиться на милевцев и камовцев, критерий один: благосостояние отрасли - благо народа. У каждой схемы есть своя собственная ниша, и нужно только ее разглядеть. Например, только благодаря отсутствию хвостового винта соосной схемы удалось создать нашу корабельную авиацию и добиться выдающихся результатов в таких непростых условиях, как морская вода, полярная ночь, тропическая жара и антарктический мороз. Только знания позволят нам найти достойное применение обеим, а воздушной работы самой разной предостаточно. На рынке места хватит всем - и соосным, и не соосным. Главное - найти свою нишу, свое место.

А начинать интеграцию нужно с обучения. Учебно-тренировочных вертолетов для начального обучения в России, как это не парадоксально звучит, должно быть обязательно два. Решение о победе в тендере на учебно-тренировочный вертолет ВС РФ, который то ли был. то ли нет, Ансата - глубоко ошибочно. Принимать на вооружение нужно не вертолет, а систему обучения, включающую, кроме вертолетов обеих схем (i) - классической одновинтовой и соосной, тренажеры, качественно новую и, что важно, единую систему эксплуатации. На первом этапе это может быть единая концепция оснащения кабины и унификация оборудования. что позволило бы значительно сократить время на учебно-тренировочную подготовку и расходы на эксплуатацию.

Создание же единого учебного центра позволит не только раздвинуть границы мышления наших будущих вертолетчиков. но и более уверенно продвигать обе схемы на мировой рынок. Сегодня, когда соосная схема вновь открывается для зарубежных вертолетчиков, которым казалось, что они уже все знают, однако, пересев на Ка-32, поняли, что серьезно ошибались, когда в Канаде и Швейцарии восхищаются возможностями соосных воздушных подъемных кранов, учебно-тренировочная поддержка способна придать дополнительный импульс прорыву российских машин на рынок.

Что касается самой система обучения, это как воспитание ребенка, у которого еще не закрепощено мышление. Это приглашение к разговору, к размышлению, к свободе выбора. Чем лучше мы научим сравнивать и мыслить будущих летчиков, тем меньше они будут падать. А это дороже всех программ учебных вертолетов. Свобода мышления позволит найти ответы на такой непростой вопрос: какими должны быть вертолеты в 21 веке? Если бы были живы Михаил Леонтьевич и Николай Ильич, уверен, наш боевой вертолет 21 века был бы не похож ни на Ми-28, ни на "Акулу", потому что они делали вертолеты не в угоду сиюминутным политическим интересам.

А пока мы делаем вид, что знаем ответ, и пытаемся скрывать свои недостатки и незнание. Решения затягиваются, меняются командующие, а боевой вертолет все никак не выберем. Вместо объединения усилий - поиск недостатков у соседа, причем не с целью помочь, а напротив, уколоть. Такая политика ведет в тупик. Кстати, любое образование по типу "Ми" или "Ка", объединяющее разработчиков и производителей соответствующих типов (о чем сейчас много говорят), не решает проблемы. Как показывает мировой опыт. "выживают" только тот проект, который не оторван от жизни. базируется на созидании и интеграции вертикальной (от разработчика к производителю и далее к эксплуатанту) и горизонтальной (совместные программы). Конкурентная борьба наших разработчиков и строителей может развести вертолеты на разные полюса, когда, напротив. их нужно сближать. Конкуренция - это не борьба на уничтожение, это интеграция усилий для создания действительно передовой и эффективной продукции....
Авторские права на данный материал принадлежат «Воздушный транспорт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка