Опубликовано: 08.07.2002, 13:35
 

Истребителям откроют кислород


Вот уже семьдесят лет спасают человеческие жизни приборы и аппаратура, сделанные на этом оборонном предприятии России.

Хозяева, видно, решили показать товар лицом. В одном из цехов на столах разложили все, что выпускает завод "Респиратор". Название из тридцатых годов, и оно, конечно, не отражает современной направленности работы предприятия. Вот кислородно-дыхательная аппаратура, которая устанавливается на всех типах истребителей и бомбардировщиков российских ВВС. Вот полный комплект водолазного снаряжения и средства спасения, предназначенные для экипажей подводных лодок. Вот аппараты защиты органов дыхания пожарных и спасателей. Все можно сфотографировать и даже примерить на себя.

- А это пока фотографировать не надо, - предостерегает нас главный инженер. - Это пока секрет.

"Секрет" представляет собой плоский дюралевый ящик с рядом каких-то приборов. Вроде бы ничего особенного. Однако запрет вызывает закономерное любопытство.

- Что это?

- Бортовая кислородно-добывающая установка для самолетов пятого поколения.

Странное дело, истребители пятого поколения если и существуют, то только в чертежах. Разговоры идут в лучшем случае о модернизации существующей авиатехники, создания самолетов так называемого поколения "четыре плюс". А вот эта аппаратура уже есть в металле. Она прошла все испытания на земле. Осталось апробировать ее в воздухе, и в случае успеха, в чем сомневаться не приходится, можно будет сказать, что наконец-то ликвидировано отставание от западных конкурентов.

Вообще-то в прежние годы дальше проходной на это предприятие без специального разрешения не пускали. Когда был Советский Союз, завод работал в две смены, едва справляясь с оборонным заказом. А где оборонка, там непроницаемая завеса секретности, особый режим допуска. Теперь строгостей поубавилось. Но гостей здесь все равно не жаловали. Правда, по другим причинам. Хозяевам неловко было допускать посторонних на территорию, где они могли увидеть остановившиеся, казалось, навсегда цехи, поломанные станки, обветшавшие здания#

Слава богу, это осталось в прошлом. Хотя всего четыре года назад заводу угрожало банкротство. Арбитражный суд даже ввел процедуру внешнего управления. Решалась судьба единственного в России предприятия, способного разрабатывать и производить кислородно-дыхательную аппаратуру для Военно-воздушных сил, средства спасения для флота, кислородных и воздушных аппаратов защиты органов дыхания пожарных, медицинской техники.

В критической ситуации решающую роль сыграл трудовой коллектив. Был подготовлен целый ряд писем-обращений в различные инстанции, в которых вещи назывались своими именами: государство может лишиться единственного уникального предприятия. В этом случае отечественная авиационная промышленность оказалась бы в тупике.

Одно из таких писем было адресовано Председателю Государственной Думы Геннадию Селезневу. И он не оставил его без внимания. Геннадий Николаевич выбрал время, чтобы лично побывать на заводе и на месте ознакомиться с ситуацией. Обещание помощи и поддержки председатель нижней палаты российского парламента подкрепил конкретными шагами, направленными на спасение уникального производства.

Сегодня можно констатировать, что в федеральной собственности сохранен и успешно работает единый производственный комплекс предприятия. Опираясь на собственные силы, оно сумело в кратчайшие сроки восстановить и приумножить свой научно-технический и производственный потенциал. В 1998 год принес заводу убыток, равный 20 миллионам рублей. А за последние два года прибыль составила почти 100 миллионов рублей.

Завод обладает лицензией на право производства авиационной, морской, медицинской техники, оборудования для МЧС. Выпускаемые приборы по своим характеристикам соответствуют мировым аналогам. В частности, я уже говорил, что на заводском КБ разработан аванпроект кислородной системы для российского истребителя пятого поколения. Насколько это важно, говорить излишне. Современный боевой самолет может сколь угодно долго находиться в полете. Единственное ограничение - запас кислорода на борту. Бортовая кислорододобывающая установка решает эту проблему. На очереди у заводского КБ создание аналогичной аппаратуры для авиационных двигателей.

 

Дайджест прессы за 8 июля 2002 года | Дайджест публикаций за 8 июля 2002 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Парламентская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиационная промышленность (в процессе тестирования)