О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" ограбили

Суть обвинений, предъявленных бывшим руководителям "Аэрофлота", вчера стала достоянием гласности. Соратникам опального олигарха Бориса Березовского инкриминируется хищение у компании 214 млн руб. Именно на эту сумму и сам "Аэрофлот" подал гражданский иск к обвиняемым. А схема хищений, оглашенная вчера в суде, напоминает то, что несколько лет назад уже описал редактор журнала Forbes.

В числе подсудимых бывший первый заместитель гендиректора "Аэрофлота" по финансам Николай Глушков, бывший первый заместитель гендиректора по коммерции и рекламе Александр Красненкер, бывший главный бухгалтер авиакомпании Лидия Крыжевская, а также глава ЗАО "Финансовая объединенная корпорация" (ФОК) Роман Шейнин. По словам представителя Генпрокуратуры, они обвиняются в хищении средств "Аэрофлота" путем мошенничества, а также в отмывании денежных средств, приобретенных незаконным путем, и в невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте. Общий ущерб, нанесенный авиакомпании, следствие оценивает в 214 млн руб.

До весны 1996 г. "Аэрофлот" имел множество счетов в иностранных банках, через которые работали зарубежные представительства авиакомпании. По версии следствия, изложенной в суде, Глушков и Красненкер ввели в заблуждение гендиректора "Аэрофлота" Евгения Шапошникова и убедили его в необходимости централизовать финансовые потоки за рубежом в швейцарской компании Andava. В зарубежные представительства были направлены приказы переводить на ее счета до 80% выручки (остальные 20% оставляли на нужды представительств). По данным следствия, с 23 мая 1996 г. по 20 ноября 1997 г. через Andava прошло более $252 млн валютной выручки "Аэрофлота". Старший редактор журнала Forbes и автор книги о Борисе Березовском Пол Хлебников утверждает, что по контракту от мая 1997 г. Andava получала 3,125% от суммы средств, перечисляемых на ее счета подразделениями "Аэрофлота". А учрежденные ею фирмы проводили платежи авиакомпании, оформляя их как краткосрочные кредиты и нещадно штрафуя "Аэрофлот". По данным следствия, общая сумма штрафов составила 214 млн руб. В эту сумму Генпрокуратура оценивает ущерб, нанесенный действиями подсудимых авиакомпании. На эту же сумму сам "Аэрофлот" подал в июне гражданский иск к подсудимым.

Однако сами обвиняемые и их представители уверены в абсурдности претензий следствия. "Если прочесть обвинительное заключение, можно сразу выносить оправдательный приговор, - заявил "Ведомостям" адвокат Александра Красненкера Борис Кузнецов. - Генпрокуратура говорит, что в качестве казначейского центра нужно было выбирать не Andava. Но это внутреннее дело компании, которая ответственна только перед акционерами, а не перед прокурором. Тем более что это решение было принято коллегиально правлением "Аэрофлота", а не кем-то персонально". В вину подсудимым вменяются штрафы, которые платил "Аэрофлот", но адвокат убежден, что большая ошибка - штрафы назвать хищением. Сегодня показания будет давать Николай Глушков. По словам Кузнецова, бывший замгендиректора "Аэрофлота" расскажет, что выплаты по кредитам откладывали для того, чтобы не оставлять авиакомпанию без оборотных средств.

"Аэрофлот" нигде никогда не заявлял, что его обворовали, - резюмирует Кузнецов. - Ни в одном балансе цифра хищений не проходила. Гражданский иск авиакомпании появился совсем недавно, но заявления в прокуратуру так и нет. Больше того, нынешнее руководство неоднократно заявляло, что это не подсудное дело, а нормальная финансовая деятельность. Поэтому я направил ходатайство о допросе Окулова".

В авиакомпании ситуацию официально не комментируют. "Это дело не имеет никакого отношения к сегодняшнему "Аэрофлоту", - заявил "Ведомостям" заместитель гендиректора авиакомпании Лев Кошляков. Между тем нынешний президент авиакомпании Валерий Окулов возглавляет "Аэрофлот" с весны 1997 г. и был, как минимум, в курсе деятельности Andava. Отвечая на вопрос Пола Хлебникова в 1998 г., Окулов сообщил, что эта швейцарская компания помогает "Аэрофлоту" получать зарубежные кредиты.

"Дело аэрофлота" по версии Forbes

Хлебников, проведший скрупулезное журналистское расследование финансовой империи Бориса Березовского, нашел документальные подтверждения того, что Andava принадлежала не "Аэрофлоту", а Березовскому и Глушкову.

Американский журналист гораздо раньше следствия описал схемы, по которым деньги авиакомпании перекачивались в эту швейцарскую фирму. Andava учредила в России Финансовую объединенную корпорацию (ФОК) , возглавлял которую ныне подсудимый Роман Шейнин, и в Ирландии - фирму Grangeland Holdings. Платежи "Аэрофлота" зарубежным поставщикам топлива и услуг пошли по цепочке через ФОК и Grangeland, которым авиакомпания передавала счета для оплаты, а сами платежи оформлялись как кредит, выданный ФОК "Аэрофлоту". Хлебников нашел один из кредитных договоров, подписанный Глушковым, и данные о том, что ставка самой ФОК составляла 65% годовых в рублях, а ирландская компания кредитовала ФОК под 30% годовых в валюте. Если "Аэрофлот" вовремя не погашал кредиты, то платил штрафы. В отчете "Аэрофлота" за 1997 г. Хлебников обнаружил сведения о выплатах в пользу ФОК в размере $29 млн....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка