О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Чистое небо над Сибирью

В июле 1952 года в Новосибирске под руководством генерал-майора артиллерии В. Шраменко было создано управление Новосибирского района ПВО. С этого времени и начинает свой отсчет биография армии ВВС и ПВО, отмечающей в нынешнем году свое 50-летие. Зона ее ответственности протянулась с запада на восток и с севера на юг на многие тысячи километров. В канун праздника наш корреспондент встретился с командующим армией ВВС и ПВО генерал-лейтенантом Николаем Даниловым.

- Николай Иванович, всякий юбилей - это и подведение некоторых итогов уже пройденного пути, и попытка заглянуть в день завтрашний. Хотя в нынешнем качестве возглавляемое вами объединение существует только 4-й год...

- Основной особенностью нового объединения стала большая географическая протяженность его зоны ответственности. Ежегодно дежурными силами зенитно-ракетных войск и истребительной авиации в интересах проверки боеготовности проводится работа по десяткам контрольных целей, средствами радиолокационного контроля осуществляется проводка более 20 тысяч воздушных судов, следующих по расписанию и заявкам, в том числе около 3 тысяч - в приграничной полосе. А центром управления авиации, возглавляемым кавалером двух боевых орденов полковником Сергеем Журавлевым, за этот период организована и обеспечена перевозка 8 тысяч тонн грузов, более 100 тысяч пассажиров, обеспечен пропуск через зону ответственности армии более 2.800 самолетов боевой и военно-транспортной авиации.

Но, конечно, современная история объединения была бы невозможна без дня вчерашнего. Она начиналась задолго до создания Новосибирского района ПВО как такового. Тысячи летчиков из сибирских авиационных частей сражались в небе Великой Отечественной войны. 326 наших авиаторов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, в том числе трое - за Афганистан. Многие военнослужащие-сибиряки ВВС и ПВО участвовали в боевых действиях и оказывали помощь как специалисты на территории Кореи, Китая, Кубы, Египта, Вьетнама, Сирии, Мадагаскара, Ливии, Эфиопии, Афганистана и других стран. Многие из них выполняли и сегодня продолжают выполнять миротворческие и боевые задачи в Таджикистане, Чечне.

- С какими итогами в боевой подготовке подошли соединения и части армии к нынешнему юбилею?

- 52 процента из них за зимний период обучения оценены на "хорошо", 48 процентов - на "удовлетворительно". А гвардейский истребительный авиационный полк под командованием гвардии полковника Бориса Круглякова, чьи подчиненные постоянно несут боевое дежурство, по итогам 2001 года признан лучшим в Военно-воздушных силах. 24 наших летчика и штурмана имеют классную квалификацию "Военный летчик (штурман)-снайпер", 171 - "Военный летчик (штурман) 1-го класса", 38 присвоено звание "Заслуженный военный летчик (штурман)". Каждый из них, как и многие другие, заслуживает отдельного рассказа. Как, например, командир смешанной авиационной дивизии генерал-майор Владимир Горелкин. В январе 1998 года, будучи еще заместителем командира дивизии, вместе с командиром звена майором Александром Гузенко при выполнении учебно-тренировочного полета он впервые совершил аварийную посадку Су-24 на "грунтовку" при невыпустившейся стойке шасси. При этом фюзеляж самолета, двигатели и другие системы самолета остались целыми. Тогда экипаж самолета стал лауреатом премии Международного фонда авиационной безопасности, оба офицера были награждены орденами Мужества.

В нынешнем году в наших соединениях и частях проведено 7 летных тактических учений, в том числе одно - с боевой стрельбой. И еще 7 - с зенитно-ракетными частями. Большинство из них оценены на "отлично" и "хорошо". Кроме того, в текущем году проведен ряд командно-штабных тренировок различного уровня с органами управления армии и Сибирской зоной ПВО.

- Какие основные проблемы и вопросы приходится сегодня решать командованию объединения?

- Одной из важнейших задач для нас продолжает оставаться проведение организационно-штатных мероприятий, сокращение воинских частей, связанное с дальнейшим совершенствованием структуры ВВС. В текущем году предстоит расформировать ряд воинских частей и подразделений, а некоторые переформировать или перевести на другие штаты.

Но, пожалуй, самая главная проблема - низкий процент исправности авиационной техники из-за отсутствия комплектующих. На сегодня он составляет 47 процентов от общего количества авиационного парка. А поступлений в войска новой авиационной техники не было уже давно...

Еще одна проблема - финансовая. К настоящему времени общая задолженность по финансированию потребностей армии достигла 182,1 млн. рублей, и более половины этой суммы составляют причитающиеся личному составу объединения выплаты. Тревожат нас и устаревшие жилищно-казарменные фонды, денег на восстановление которых катастрофически не хватает.

- Насколько остра для объединения ситуация с жильем для военнослужащих?

- С 1998 года в объединении за счет всех источников финансирования построено и приобретено 1.065 квартир для военнослужащих, выдан 1.271 государственный жилищный сертификат. Однако потребности в жилье по-прежнему остаются большими. Сейчас у нас насчитывается в общей сложности 2.799 бесквартирных и нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих, 1.779 из которых не имеют жилья. По перспективному строительству разработана проектно-сметная документация на строительство жилых домов на 850 квартир в нескольких сибирских гарнизонах. В нынешнем же году планируется сдать 2 дома в Новосибирске и Омске на 150 квартир. 152 военнослужащих получили государственные жилищные сертификаты.

- Понятно, что это не так много. Но не хотелось бы заканчивать разговор на столь грустной ноте. Тем более что в объединении есть немало положительного.

- Это действительно так. Например, сегодня мы не испытываем задержек с поставками ГСМ в рамках выделенных лимитов как это было прежде. Конечно, хотелось бы, чтобы горючего выделялось больше, но и сейчас налет летчиков, по сравнению с прежними годами увеличился процентов на 30 и составляет около 50 часов в год. Это не так уж и мало. Причем если прежде все усилия приходилось сосредотачивать на поддержке навыков опытных пилотов, то сейчас у нас летает и молодежь. В нынешней непростой ситуации очень важно не только сохранить то, что имеем, но и работать на перспективу. Если это удастся, в завтрашний день можно будет смотреть с уверенностью....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка