О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Иванов": мифы и реальность

В истории отечественного самолетостроения одной из загадок остается программа под таинственным названием "Иванов".

Просматривая материалы 30-х годов сталкиваемся с одной стороны с тем, что в связи с принятием в 1932-м году новой доктрины ВВС РККА, коренным образом пересмотревшая основы организации и боевого применения авиации Красной армии, в июне 1935 г. Начальник Управления ВВС Я.Алкснис утвердил разработанные специалистами тактико-технические требования (ТТТ) к "войсковому самолету общего назначения" в вариантах разведчика-корректировщика и штурмовика.

С другой стороны, можно предположить, что инициатива постройки такой многоцелевой боевой машины явилась результатом поездки А.Н.Туполева в США. Известно, что советские авиационные специалисты попутно с закупкой бомбардировщика В-10 компании Glenn L.Martin и пассажирского самолета DC-2 ,Douglas ознакомились и с работами американских авиаконструкторов по скоростным легким многоцелевым самолетам - в частности, с Vultee V- 11GB.

Тем не менее, 25 декабря 1936 г., на заседании Правительственной комиссии рассматривалось предложение "О новых типах разведчиков и штурмовиков с большими скоростями и дальностью", предполагавшее создание универсального многоцелевого одномоторного боевого самолета. На заседании присутствовали начальник вооружений РККА и одновременно заместитель Наркома обороны М. Н. Тухачевский и конструкторы Поликарпов, Ильюшин, Дубровин и Сухой.

Насколько можно судить по стенограмме заседания и по переписке, связанной с этим вопросом, идею создания скоростного одномоторного многоцелевого боевого самолета И.В.Сталин поддержал, предложив сначала разработать штурмовик-разведчик, а затем рассмотреть возможность постройки на его основе легкого бомбардировщика и самолета-сопроводителя бомбардировщиков. Кроме этого, Сталин согласился с предложением строить дальний штурмовик сразу в трех вариантах - цельнометаллический, цельнодеревянный и смешанной конструкции, поручив их постройку соответственно П.О.Сухому, И.Г.Неману и Н.Н.Поликарпову.

Необходимо отметить, что анализ многочисленных документов того периода показываю, что никакой конкурс по созданию многоцелевого самолета, как об этом пишется в ряде изданий, не объявлялся и никакое название этим работам не присваивалось. Шифр "ИВАНОВ" впервые появился в переписке ГУАП и УВВС РККА лишь летом 1937 г. Использовался он и в проектах планов опытного самолетостроения на 1937-38 гг., разрабатываемых ГУАП в это же время. При этом в черновиках планов делались попытки "пристегнуть" к программе "ИВАНОВ" самолет-сопроводитель бомбардировщиков, но безуспешно. В документах СТО и Комитета Обороны шифр "ИВАНОВ" вообще никогда не использовался.

Из всех официальных участников программы "ИВАНОВ" только П.О.Сухому удалось достичь намеченной цели - его ОКБ в период 1937-40 гг. создало непревзойденные в своем классе скоростные легкие бомбардировщики ББ-1 (впоследствии Су-2), опытные Су-2 и Су-4 с моторами М-82, М-89 и М-90 и штурмовик-бомбардировщик ББ-2 М- 88.

И.Г.Неман был настолько загружен работой по доводке и внедрению в массовое производство разведчика Р-10, что в июле 1937- го ему было разрешено в течение 5 месяцев не заниматься самолетом "ИВАНОВ" Кроме того, на нем "висело" проектирование и постройка ХАИ-51. Немановский "ИВАНОВ" в итоге так и не вышел из стадии проектной проработки.

ОКБ Н. Н. Поликарпова, несмотря на то, что уже 4 июля 1937 г предъявило на рассмотрение Госкомиссии макет своей версии многоцелевого "ИВАНОВа", из-за отсутствия производственной базы долгое время не могло нормально работать. В результате, когда самолет Поликарпова (было построено два опытных экземпляра) вышел на летное поле, машина Сухого уже вовсю летала, а основные ее дефекты - устранены. В этих условиях все работы по доводке поликарповской машины были прекращены.

Положенная в основу "ИВАНОВа" концепция Vultee V-11GB явно не отвечала требованиям военных, считавших, что для обеспечения действий наземных войск необходимо иметь два типа боевых самолетов - штурмовик и разведчик Однако руководство ВВС РККА значительных усилий, для отстаивания своей точки зрения не приложило. Наиболее вероятно, что этому способствовало и то, что в 1937 году покровитель реактивной техники М.Н. Тухачевский был арестован и казнен как "враг народа". Немного позже были арестованы и погибли в застенках НКВД Г.Э. Лангемак, И.Т. Клеменов, а в июле 1938 года был арестован С.П. Королев и обвинен по ст. 58 УК РСФСР ("Измена Родине").

Однако отрезвление наступило скоро. Проведенные в НИИ ВВС РККА в первой половине 1937 г. полноценные летно-боевые испытания БШ-1, включая и воздушные бои с истребителями И-16 тип 4, показали, что заморский многоцелевик из-за слабого оборонительною вооружения и низкой боевой живучести (отсутствие должного бронирования экипажа и жизненно важных элементов конструкции самолета, протекторов на бензобаках и т. д.) в условиях войны обречен на скорую гибель. Кроме того, опыт войны в Испании со всей очевидностью показал низкую эффективность истребителей и штурмовых вариантов самолетов - разведчиков против танков, бронетранспортеров, долговременных оборонительных сооружений, особенно в условиях эшелонированной обороны противника.

По поводу же информации о применении реактивных снарядов на самолетах проекта "Иванов" можно сегодня сказать следующее. Реактивное оружие на наших самолетах впервые применили в ходе боев над рекой Халхин-Гол в августе 1939 г. при разгроме японских войск. Тогда ряд истребителей оснастили снарядами РС-82, а некоторые СБ приспособили для установки под крыльями более мощных РС-132. После успешных испытаний планировалось вооружить этим оружием определенную часть наших самолетов, но реально перед войной реактивные снаряды устанавливали только на И-15бис, И- 153 ("Чайка") и И-16, которые предназначались для использования в роли штурмовиков.

Затем основным "потребителем" ракет стали Ил-2. В число типов самолетов, на которые устанавливали (или планировали установить) "эрэсы", Су-2 не входил до осени 1941 г., не говоря уже о том, что для них не разрабатывалось специально никакого оружия, не считая кассет для мелких бомб. Даже после успешных испытаний лишь единичные экземпляры этого самолета получили реактивное оружие, хотя для него заводы выпускали подвески....
Авторские права на данный материал принадлежат «Proua». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка