О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Уничтожение через... партнерство

Приход в начале 1990-х годов на "Пермские моторы" иностранных инвесторов в лице Pratt&Whitney (дочернего предприятия американской корпорации United Technologies Corp.) долгое время считался одним из самых удачных примеров международного сотрудничества. Хотя уже тогда у некоторых наблюдателей было предчувствие - дело добром не кончится. Они пытались ответить на вопрос: зачем американцам российские авиадвигатели? И не находили ответа. У заокеанских партнеров к тому времени уже был свой отработанный и проверенный двигатель такого же класса (ПС-90А2 - "брат-близнец" американского PW-2337). Ответ напрашивался сам собой: американцы хотят "держать руку на пульсе", а в идеале - контролировать своих российских конкурентов. Дискуссии на эту тему продолжаются до сих пор.

Усовершенствованный и соответствующий всем международным стандартам ПС-90А2 не построен. Обещанные инвестиции большей частью остались на бумаге. Американское правительство в лице департамента торговли и комиссии по контролю за передачей технологий с самого начала запретило P&W передавать в Россию технологии разработки и производства всех более или менее важных узлов двигателя.

В конце концов речь зашла о заговоре конкурентов. В том числе - на федеральном уровне. Пресса со ссылкой на чиновников, предпочитающих оставаться "за кадром", писала о том, что в результате стихийного акционирования ведущих авиационных предприятий страны не была обеспечена надлежащая защита интеллектуальной собственности; что иностранные соперники заполучили доступ к ценнейшим технологиям и внедрились в управление важнейших предприятий "оборонки"; что это позволяет им парализовать работу российских заводов, способных поставлять на мировой рынок первоклассную продукцию и обеспечивающих национальную безопасность.

С деятельностью компании Pratt&Whitney в России эксперты связывают целый ряд негативных моментов, утверждая, что там, где эта фирма появляется в качестве партнера, вменяемая деятельность просто прекращается. В частности, приводится пример совместного российско-канадского предприятия Pratt&Whitney Canada/"Климов" в Санкт-Петербурге. Сегодня намечавшаяся этим СП программа совместного производства двигателя закрыта.

Среди причин называются две. Во-первых, СП начало активно переманивать с российского предприятия самые способные кадры, а во-вторых, вступило в открытую конкуренцию с российским партнером на рынке авиадвигателей, а именно - вопреки договоренностям стало ставить на российские самолеты Бе-32 и Ил-114 (на которых раньше стояли двигатели завода им. Климова) собственные двигатели.

Примерно в то же самое время разгорелся громкий скандал вокруг "Московского вертолетного завода им. Миля" (МВЗ), сопровождавшийся демаршем мелких кредиторов, которые инициировали процедуру банкротства одного из лучших российских предприятий отрасли. В хронике "разборок" значатся: избиения и исчезновения топ-менеджеров, покушение на руководителя службы безопасности...

Наиболее популярных версий этого всероссийского скандала насчитывалось также две. Первая - банальное мошенничество (что явно не тянет на масштаб сражений). Второй причиной называлась попытка компании United Technologies не допустить заключения мирового соглашения между конфликтующими сторонами и тем самым уничтожить российского конкурента. (UTC владеет вертолетной фирмой Sikorsky, которой, в свою очередь, принадлежали в то время по разным источникам от 20 до 30% акций МВЗ.) Более того, некоторые эксперты утверждали, что неприятности у МВЗ начались вскоре после приватизации завода и появления в числе акционеров иностранных инвесторов - компаний Sikorsky, Oppenheimer Corp. и других. Иностранцы в сумме владели почти 42% акций, в результате чего МВЗ лишился права производить боевые вертолеты и самостоятельно продавать их на мировом рынке, поскольку субъектом внешнеторгового сотрудничества по существующему российскому законодательству может быть только предприятие, в котором контрольный пакет принадлежит государству.

Между тем, в отличие от самолетостроительных компаний, у МВЗ в начале 1990-х годов была сделана целая серия проектов новейших машин, доведенных до стадии опытных образцов. Иностранные акционеры вкладывать деньги в МВЗ не стали и банкротству не помешали. Сегодня эта ситуация отыгралась на рынке, где основные успехи принадлежат таким предприятиям, как "Роствертол", "Камов", "Казанский вертолетный завод".

Есть в перечне бывших российских партнеров P&W и "Воронежское авиастроительное объединение" (ВА-СО). Еще жив в памяти глобальный проект создания самолета Ил-96М/Т с двигателями Pratt&Whitney. Пресса широко тиражировала заявление генерального директора компании "Аэрофлот" Валерия Окулова о готовности закупить 10 таких самолетов. Один лайнер, оснащенный 4-мя двигателями и авионикой американского производства даже был построен и продемонстрирован на выставке. Потом американцы двигатели сняли и увезли домой. На авиакосмической выставке МАКС-2001 этот самолет уже назывался Ил-96-300 и был оснащен двигателями ПС-90А. Совместный проект рухнул, время потрачено зря. Не говоря уже о финансовой стороне дела.

В этот контекст идеально укладывается история пермского моторостроительного комплекса.

Переговоры по поводу сотрудничества пермяков с американцами продолжались в течение 1994-1996 годов. Речь шла об инвестициях Pratt&Whitney в проект создания двигателя ПС-90П. Совместная работа началась успешно: пермские специалисты вахтовым методом разрабатывали документацию на двигатель ПС-90П повышенной мощности в США.

Сегодня об этом проекте уже мало кто вспоминает. Обещанные инвестиции в объеме $125 млн остались на бумаге, реально в совместную работу P&W инвестировала лишь около $30 млн. Дело кончилось тем, что документация осталась у американских партнеров.

Вскоре P&W открыла новую программу по производству авиадвигателя PW-6000. По мнению специалистов, в ней вполне может быть использована конструкторская документация, разработанная совместно с пермскими конструкторами. Сегодня этот двигатель, предназначенный для ближне- и средне магистральных самолетов, может составить прямую конкуренцию ПС-9 - продукту конструкторской мысли АО "Авиадвигатель". (ПС-9 пермяки разрабатывали для нового российского самолета Ту-334, на который сегодня P&W предлагает свой вариант двигателя.)

Скептики небезосновательно заявляют: приход американцев создал объективные предпосылки для того, чтобы пермский моторостроительный комплекс лишился перспектив. Присутствие иностранцев на предприятии исключало тогда (и исключает по сей день) размещение военных заказов, в том числе - разработку новых военных двигателей. С этим связаны развернувшиеся в последнее время баталии по поводу принадлежащих ныне Pratt&Whitney пакетов акций "Пермского моторного завода" и "Авиадвигателя".

Между тем, на очереди - новый совместный проект: на выставке "Двигатели-2000" подписано соглашение между "Авиадвигателем", Pratt&Whitney Canada, немецкой MTU AeroEnginz и итальянской Fiat о совместной разработке двигателя PW-800. Инвестиции с американской стороны обещаны в размере $100 млн (в виде прямых денежных вливаний, оборудования и технологий).

Зарубежные партнеры, по словам генерального конструктора АО "Авиадвигатель" Александра Иноземцева, хотели бы видеть головной фирмой по этой кооперации на территории России именно пермский "Авиадвигатель". Однако радоваться этому заявлению было бы преждевременно. Среди желающих поучаствовать в создании авиадвигателя будет проводиться конкурс.

В то же время в интервью "Ведомостям" в ноябре 2001 года председатель совета директоров и главный исполнительный директор United Technologies Corp. Джордж Дэвид весьма четко сформулировал стратегию корпорации на территории России. Он, в частности, сказал:

"Федеральный закон о государственном регулировании развития авиации, принятый в 1998. году, запрещает иностранным инвесторам владеть больше чем 25% акционерного капитала авиапредприятий и участвовать в управлении ими. И это относится как к военным, так и к гражданским авиапредприятиям.

Этот закон напрямую не затрагивает нашу текущую деятельность, так как наши совместные предприятия были созданы до 1998 года. Но я не могу сказать то же самое о постановлении правительства о лицензировании, которое ограничивает возможность участия иностранных фирм в уже существующих авиапредприятиях пределом в 25% уставного капитала. Это постановление могло бы затронуть некоторые из наших наиболее успешных предприятий, которые экспортируют наукоемкую продукцию гражданского назначения на Запад и в которых трудятся прекрасно подготовленные российские специалисты. Мы обсуждали этот вопрос с российским правительством и надеемся на его решение в ближайшем будущем".

После визита в Россию замминистра торговли США Джозефа Богосяна стало ясно: в соответствии с полученными от Белого дома инструкциями американским бизнесменам рекомендовано увеличивать объем инвестиций в авиапром лишь в случае отмены Россией ограничений на право иностранцев владеть ее самолетостроительными предприятиями.

Компании Pratt&Whitney уже принадлежит максимально доступный пакет акций в ПМЗ (25% +1 акция) и в "Авиадвигателе" (25, 06% ). Американские бизнесмены считают, что финансировать этот проект дальше имеет смысл только в том случае, если им отдадут не менее половины. Если эта задача не будет решена, вместо того, чтобы инвестировать в пермские проекты, P&W, возможно, придется сократить свое присутствие на предприятиях Пермской области.

Если вопрос о приобретении американскими партнерами пакетов акций, принадлежащих "Интерросу", решится положительно, можно будет наблюдать, какие цели на самом деле преследует P&W на ПМЗ и "Авиадвигателе". То есть, будет подтвержден (или опровергнут) тезис о том, что имеет место согласованная политика американских корпораций по уничтожению военно-промышленного комплекса России через сотрудничество.

"Тестовым" может оказаться, наряду с пермским, еще один проект. Американская корпорация Boeing сегодня ведет активные переговоры с концерном "Сухой" о создании российского национального самолета, который будет производиться на территории России и экспортироваться за рубеж. В то же время правительственная комиссия по военно-промышленным вопросам утвердила итоги тендера на разработку боевого самолета 5-го поколения, головным исполнителем этого проекта названа... компания "Сухой". Не ждет ли и ее та же судьба, которая уже постигла петербургский "Климов" и "Московский вертолетный завод им. Миля"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новый Компаньон». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка