О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

У летчиков и маршалы летают

Российским ВВС - 90. За девять десятилетий они от эскадры знаменитых "Муромцев" и отрядов, вооруженных французскими "Фарманами", "Ньюпорами", "Вуазенами", прошли путь до одних из самых мощнейших в мире. И каждый период в их развитии был важен для поступательного движения вперед. Появлялись новые самолеты, строились аэродромы, выпестовывались плеяды новых асов, совершенствовались техника пилотирования и способы боевого применения, структура авиационных соединений, частей и система подготовки. Многие начинания, конечно же, на счету тех, кто стоял у руля Военно-воздушных сил, кто возглавлял самый мобильный вид Вооруженных Сил. Сегодня у читателей есть возможность послушать всех здравствующих главнокомандующих ВВС - маршалов авиации Александра Ефимова и Евгения Шапошникова, генералов армии Петра Дейнекина и Анатолия Корнукова, генерал-полковника Владимира Михайлова. Редакции "Красной звезды" и журнала "Вестник Воздушного флота" попросили каждого из них вспомнить факт, наиболее памятный и волнующий до сих пор из главкомовского периода. Ответы перед вами, уважаемый читатель. Они разные по направленности, размерам и даже тональности. Объединяет их одно - любовь к Военно-воздушным силам России.

Вы знаете, что такое маневр?

Дважды Герой Советского Союза маршал авиации А.Н. Ефимов (главнокомандующий ВВС в 1984 - 1990 годах):

- Вы представляете, что такое современная воздушная армия? - переспрашивает Александр Николаевич. - Это мощь, маневр, сотни летательных аппаратов, достижение в короткие сроки оперативных или стратегических целей, поражение различных группировок сил противника, разрушение его объектов военно-промышленного потенциала, разгром его оперативных сил и стратегических резервов. Конечно же, и непосредственная поддержка войск... Но в 1980-м воздушные армии фронтовой авиации преобразуются в ВВС военных округов (флотов). А это уже нечто другое... Это был шаг назад.

Мы и в войну вошли, имея Военно-воздушные силы, розданные по общевойсковым армиям. Децентрализация авиации привела к снижению уровня руководства со стороны командования ВВС и к снижению коэффициента ее использования в целом.

Сужу по себе. За 922 дня нахождения на фронте я совершил 288 боевых вылетов. Один вылет за 3,2 дня. Лучший штурмовик люфтваффе Ульрих Рудель за 1.247 дней совершил 2.530 боевых вылетов, т.е. в среднем два вылета в день. Подсчитайте, во сколько интенсивнее меня он действовал. Если бы я летал с такой интенсивностью, то совершил бы 1.383 боевых вылета. Вот вам и вся арифметика. Причина? В сложившейся организационной структуре ВВС, в разделении авиации по принципу "всем сестрам по серьгам".

В мае 1942-го командующему ВВС Александру Александровичу Новикову удалось убедить Сталина, что надо иметь централизованное управление авиацией хотя бы в масштабе фронта. Было создано 17 воздушных армий, из них 13 - на западе. Такая структура сохранилась до 1980 года.

И вот армии "растаяли". Безусловно, это не устраивало. Ведь воздушная армия - мобильнейшее соединение. Ее части способны подняться со своих аэродромов и приземлиться на аэродромы соседней или отдаленной от мест базирования армии. Части же ВВС округа замкнуты на округ, они и подготовку проходят окружную.

Когда стал главкомом, то начал прорабатывать вопрос о воссоздании воздушных армий фронтовой авиации. Доказал необходимость этого военному руководству страны. А затем вопрос был вынесен на заседание Политбюро ЦК КПСС. Я подготовил доклад, с которым должен был выступить. Вел заседание Михаил Сергеевич Горбачев. От Минобороны присутствовали министр обороны и начальник Генштаба маршалы Советского Союза Дмитрий Тимофеевич Язов и Сергей Федорович Ахромеев, а также начальник Главпура генерал армии Алексей Дмитривич Лизичев. Мне дали 10 минут. Я волновался, сумею ли убедить присутствующих. Безусловно, среди членов Политбюро не было военных специалистов, и возразить по сути вряд ли кто из них мог. Но все присутствовавшие являлись опытными руководителями и, конечно, понимали, что любая реорганизация стоит денег, и немалых.

Итак, пролетели 10 минут. Горбачев спрашивает: "Какие будут вопросы?" Первым их задал Андрей Андреевич Громыко - министр иностранных дел. Он интересовался структурой ВВС, нынешним состоянием, а также перспективой развития. Вопросы задавали почти все члены Политбюро. Затем Михаил Сергеевич спрашивает: "Какие будут мнения?" Поднялся Громыко. Он поддержал меня, отметив весомость моих аргументов, высказавшись в том духе, что игра стоит свеч. Остальные члены Политбюро также в основном поддержали меня. После их выступления Горбачев говорит: "Думаю, то, что нарисовано на схеме, надо принять. Возражений нет?" Возражений не последовало. Словом, решение прошло.

В перерыве ко мне подошел маршал Ахромеев, по-дружески обнял, молодец, мол, храбрости и ума хватило мастерски провести важное для Вооруженных Сил решение. И в 1988-м в целях централизации управления, массирования усилий авиации на главных направлениях вновь воссоздаются воздушные армии фронтовой авиации. Процесс как всегда отчасти проходил болезненно, и мне пришлось проявить много энергии и усилий для завершения начатого. Я не берусь ставить себя на один уровень с Александром Александровичем Новиковым, это был талантливейший авиационный военачальник, но, думаю, мои бы действия он одобрил.

Нету лучше нас на свете

Маршал авиации Е.И. Шапошников (главнокомандующий ВВС в 1990-1991 годах):

- Октябрь 1989-го. Визит советской военной делегации в Соединенные Штаты Америки, "холодная война" доживает последние дни... Мы все говорили о наступившей разрядке. Возглавлял делегацию министр обороны Маршал Советского Союза Дмитрий Тимофеевич Язов. Отношения потеплели, однако и та, и другая сторона по-прежнему соперничали, стремились на том или другом направлении выглядеть не хуже, не ударить лицом в грязь. Перед поездкой в Штаты министр обороны сказал, что принято решение о моем назначении главнокомандующим ВВС. А затем, мол, присматривайся внимательнее ко всему во время визита, изучай систему подготовки американских летчиков, пригодится.

И вот мы в штате Аризона на авиационной базе Льюк, названной в честь известного американского аса времен первой мировой войны. В планах военного руководства США - показать нам мастерство лучшей пилотажной группы - "Тандербердз" ("Птичий гром"). Аналог наших "Стрижей", "Русских витязей"... Что ж, прекрасно, посмотрим, как американцы организуют дело.

Небольшое отступление. Как мы проводим у себя такие мероприятия? Усадим поудобнее прибывшего гостя и комментируем ход показа. У американцев другой подход. Они решили устроить нам 40-минутную пропагандистскую лекцию, перебивая ее минуты через три звонкими маршами. Начали вещать, что вам, дескать, крупно повезло, перед вами - лучшие самолеты в мире и лучшие летчики, они покажут непревзойденный уровень пилотирования. Вот как! И только потом, когда мы прослушали лекцию, немного "американизировались", нам предложили посмотреть непосредственно сами полеты. Американцы красиво отлетали, ничего не скажешь, выделывая на F-16 "Файтинг Фолкон" фигуры высшего пилотажа.

И вот конец. Самолеты один за другим садятся. Американский главком ВВС (если быть точным, то начальник штаба ВВС) генерал Уэлч спрашивает: "Какие будут пожелания у русских гостей?" - "Повидаться с летчиками", - отвечаю ему. - "Нет проблем".

Подают машину. Едем. Члены пилотажной группы "Тандербердз" уже выстроены на аэродроме: все в красивых под стать раскрашенным истребителям летных комбинезонах, чудеснейшая строевая выправка, блеск и горение в глазах. Словом, достойно встречают русского авиационного генерала.

Приветствую летчиков и говорю им: мол, вы самые, самые подготовленные, мастера высшего класса, за вашими плечами сотни демонстрационных полетов и авиашоу, мастерством вашей группы любовались около 300 миллионов человек во многих странах мира. Впервые в жизни встречаюсь с такими. Я не лукавил. Пилотажная группа авторитетнейшая, да и перед нами летчики выполнили "шестеркой" серию сложных эволюций. Не забывая прочитанной нам лекции перед воздушным показом о лучших самолетах и лучших летчиках, говорю: "Вы приблизились к потолку мастерства. Не пропадает ли у вас стремление совершенствоваться? Есть у вас какие-то желания в летной работе?"

Ответ меня поразил, заставил восхищаться летчиками. При своем главкоме старший группы отвечает: "У нас есть желания. Первое - полетать на русских самолетах. Второе - сделать в воздухе то, что демонстрируют русские летчики".

Такую высочайшую оценку я не ожидал услышать от пилотов, которые вчера еще считали нас своим противником. Дыхание "холодной войны" еще ощущалось. И мне подумалось, что мы чего-то стоим и стоим немало, раз летчики со славой, обошедшей полмира, хотят равняться на нас. И возникло чувство гордости за наши Военно-воздушные силы. Вскоре меня назначили главкомом, и я всегда помнил, что нашими летчиками восхищается весь авиационный мир, ревниво следит за их мастерством. И делал все, чтобы оно было еще выше.

Кто силен в небе, тот силен везде!

Герой Российский Федерации генерал армии П.С. Дейнекин (главнокомандующий ВВС в 1991-1998 годах):

- Осень 1995-го. Делегация ВВС России принимает участие в торжествах, посвященных 75-летию ВВС Южно-Африканской Республики. Во время визита проводится исследовательское летно-тактическое учение с учебными воздушными боями между лучшими летчиками ЮАР и России. "Юбиляры" выступают на "Миражах", имея "цивилизованный" налет по 250 часов в год. Гости - на МиГ-29 и Су-35 с плачевным ежегодным налетом по 30-50 часов. Но фора соперникам не помогла. На нашей стороне были преимущества техники, опыт и мастерство, которое, как известно, не спрячешь. Состязания закончились с двузначным сухим счетом в пользу русских асов. Добавлю, что после этой победы в небе ЮАР старший группы наших летчиков Александр Харчевский был назначен начальником Липецкого летного центра. Это он в марте 2000-го слетал с Владимиром Путиным на истребителе Су-27 из Краснодара в Грозный и обратно с оценкой "отлично". А на "Мираж", к слову, после визита установили русский двигатель РД-33, после чего самолет залетал так резво, что в авианароде его сразу прозвали "Чита" (в переводе на русский - "Ягуар").

На земле же команда Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина победила сборную ВВС ЮАР по регби! Хозяева были потрясены, ведь в том году южноафриканские регбисты завоевали титул чемпионов мира. Их не могло успокоить и наше сообщение, что команда ВВА - десятикратный чемпион и пятикратный обладатель Кубка СССР по регби. Что ж, как говорится, кто силен в небе, тот силен везде!

Тогда же мой коллега начальник штаба ВВС ЮАР генерал Джеймс Крил поинтересовался: "А сколько же лет ВВС России?" Пришлось дать справку: когда их первые летчики отважно стрекотали в небе на "Вуазенах", "Блерио", "Антуанеттах" и прочих "этажерках", русские уже покорили воздушный океан на четырехмоторных кораблях "Илья Муромец". Так что мы, мол, постарше, но возраста своего в этом деле не стыдимся.

Так мы ответили, а себя спросили: почему у российских ВВС нет официально установленной даты рождения? Дома в архивах нашли, что 12 августа 1912 года на борту царской яхты "Штандарт" в бухте Новый Свет государь император на распоряжении казначейству о финансировании авиационных отрядов собственноручно начертал: "Быть посему!" В тот же день состоялся приказ по военному ведомству ? 397, которым все вопросы по авиации и воздухоплаванию поручались вновь созданной воздухоплавательной части Главного управления Генштаба.

После доклада об этом Борису Николаевичу Ельцину он подписал указ ? 949 от 29.08 1997 года. 12 августа 1912 года стало днем рождения российских ВВС. Отмечать праздник было велено ежегодно в третье воскресенье августа. Вот так, год за годом, Военно-воздушным силам России в этом году исполнилось уже 90 лет!

Мне довелось проходить службу в должности главнокомандующего ВВС:

1. Советского Союза - с августа по декабрь 1991-го. ВВС имели более 500 тысяч личного состава, 20 тысяч летательных аппаратов, 30 тысяч летчиков. Самые тяжелые воспоминания тех лет - развал Варшавского Договора, СССР и, понятно, его Вооруженных Сил.

2. Содружества независимых государств - с декабря 1991-го до мая 1992-го. Мы наивно полагали тогда, что Военно-воздушные силы сохранятся едиными, и зимой 1992-го на аэродроме Мачулищи под Минском организовали грандиозный показ авиационной техники в небе и на земле для руководителей стран Содружества, но было поздно - "процесс пошел". Авиацию стали раздирать между суверенными государствами в клочья, и только после Указа Президента Российской Федерации ? 466 от 07.05 1992 года началось создание Вооруженных Сил России.

3. Российской Федерации - с мая 1992-го до января 1998 года. В составе ВВС насчитывались 300 тысяч человек, 11 тысяч самолетов и вертолетов, 20 тысяч летчиков. Через шесть лет реформ и сокращений передал своему преемнику 186 тысяч личного состава, 5 тысяч самолетов, 10 тысяч летчиков.

Строительство ВВС России проходило в сложной обстановке. Продолжался вывод авиации из стран Варшавского Договора и бывших республик Советского Союза. Все баснословные богатства, созданные для авиации за послевоенные десятилетия - аэродромы, командные пункты, склады, гарнизоны, авиазаводы и другая недвижимость, - остались далеко за пределами нашей страны. Мы выходили в чистое поле. Новые районы базирования не только на западе России, но и от Урала и Байкала не имели необходимой инфраструктуры. И не были оборудованы в авиационном отношении.

Но и тут не терялись. Шли порой и на нестандартные решения. Так, скажем, когда сокращались Ейское, Краснодарское, Оренбургское и другие авиационные училища, то на их фонды выводились боевые авиаполки, а летчиков-инструкторов переучивали с учебных "Элок" на боевые самолеты:

Су-24, Су-25, Су-27, МиГ-29 и другие. В конце концов сумели перевооружить 22 учебных авиаполка на новую для них авиатехнику. В результате заново сформировали на западе России две воздушные армии. При этом из боевого состава ВВС были решительно выведены на хранение несколько тысяч устаревших самолетов типа МиГ-23 и Миг-27 с одним двигателем. Кроме того, всю армейскую авиацию (несколько тысяч вертолетов) вместе с двумя авиаучилищами ВВС передали Сухопутным войскам.

Только на территории нынешних Северо-Западного, Центрального и Южного федеральных округов были построены десятки современных авиационных городков на тысячу квартир каждый - Андреаполь, Бессовец, Зерноград, Каменка, Краснодар, Кубинка, Люберцы, Мариновка, Миллерово, Морозовск, Шайковка...

ВВС строились, и главное - удалось отстоять главный принцип централизованного управления Главным командованием ВВС воздушных армий. При том, что они, безусловно, находились в оперативном подчинении у командующих войсками военных округов (фронтов). Для сокращения численности управленческих структур расформировали штабы ВВС нескольких военных округов, вместо них организовали четыре командования: дальней, военно-транспортной, фронтовой авиацией, резерва и подготовки кадров. Чтобы проверить, кто прав - те, кто за централизованное управление ВВС, а кто - за децентрализованное, в мае 1993 года провели крупное авиационное учение "Восток-93". Вот там и были продемонстрированы начальству возможности по усилению авиационных группировок ВВС за счет выполнения межтеатрового маневра в сжатые сроки. К примеру, группа фронтовых бомбардировщиков Су-24 с многократными дозаправками топливом в полете днем и ночью от танкеров Ил-78 совершила рейд по маршруту Липецк - Чита - Уссурийск за 12 астрономических (10 летных) часов! Был бы возможным этот перенос усилий с запада на восток и обратно при подчинении фронтовой авиации командующим войсками военных округов? Вряд ли.

Вторым серьезным экзаменом для молодых Военно-воздушных сил стала первая чеченская война. За время этой трагедии личный состав ВВС не заслужил ни одного упрека в свой адрес ни от своих командиров, ни от общевойсковых военачальников, ни от других участников этих драматических событий.

Напомню, что до начала боевых действий летчики 4-й воздушной армии штурмовыми ударами уничтожили на трех аэродромах более 250 дудаевских самолетов. Это лишило противника возможности применить свою авиацию таким злодейским способом, как это было сделано в США 11 сентября 2001 года. Кстати, и дудаевский дворец-крепость капитулировал не в результате длительной осады, а сразу после снайперского удара штурмовика Су-25. Печатные и электронные СМИ под управлением Удугова и Березовского постарались осквернить победу федеральных сил в первой чеченской войне, но факты все-таки остались фактами.

Не могу, конечно, не вспомнить, как отмечалось 50-летие Победы. В воздушном параде принимали участие 79 воздушных судов от авиации всех видов наших крылатых вооруженных сил. Их пилотировали лучшие военные летчики России, в том числе командующие родами авиации и два главкома: ВВС и ПВО. В едином парадном строю над Поклонной горой пролетели семь генерал-полковников авиации - Владимир Андреев, Николай Антошкин, Владимир Дейнека, Петр Дейнекин, Вячеслав Ефанов, Виталий Павлов, Виктор Прудников! Все они - заслуженные летчики СССР или Российской Федерации. Такого на авиационных парадах не было даже при Василии Сталине.

Возможно, в те минуты руководство страны и Минобороны окончательно пришло к выводу о том, что в небе должен быть один хозяин, в руках которого находятся и щит, и меч. Необходимость объединения ВВС и Войск ПВО назрела давно. Жаль, конечно, что не удалось добиться этого на несколько лет раньше. Гораздо меньше были бы потери в людях, военной технике и материальных ресурсах.

Военная реформа продолжалась, и указом президента Вооруженные Силы получили задачу перейти на четырехвидовую структуру за счет объединения ВВС и ПВО в единый вид вооруженных сил - Военно-воздушные силы. Но как это происходило, расскажут и напишут другие.

Спасибо за самоотверженность!

Генерал армии А.М. Корнуков (главнокомандующий ВВС в 1998-2002 годах):

- Самое памятное... Для меня это процесс объединения ВВС и Войск ПВО в единый вид Вооруженных Сил, самоотверженность людей, которые его проводили. 1998-й постоянно у меня перед глазами. Объединение проходило на фоне сложной экономической обстановки в стране. Мы по 3-4 месяца не получали денежного довольствия, росли долги за энергоносители и т.д. Шло беспрецедентное сокращение Вооруженных Сил. В ВВС "уходили в историю" целые дивизии, полки, "под нож" пошло более 100.000 должностей. Мы уволили около 60 генералов, из них 24 генерал-полковника. Приходилось делать непопулярную и неблагодарную в войсках работу, люди относились к процессу объединения по-разному. Нужно было побеседовать с каждым увольняемым. Много сил и энергии пришлось потратить на то, чтобы убедить офицерский корпус, ветеранов в том, что создание единого вида - мера необходимая, государство не в состоянии выдержать существовавшие нагрузки. И потом, если судить объективно, щит и клинок должны быть в одних руках. Я, будучи командующим войсками округа, часто сталкивался с трудностями при организации взаимодействия при проведении мероприятий оперативной и боевой подготовки. Своей авиации в Войсках ПВО не хватало. Когда обращались в воздушные армии, то не всегда на наши просьбы реагировали с пониманием - у них своих задач хватало.

Рад тому, что большая часть офицерского корпуса правильно поняла суть происходящего, необходимость объединения. Самоотверженное отношение к делу характеризовало подавляющую часть рядовых специалистов, всех командующих. Сокращение, оптимизация, организационно-штатные изменения не подорвали боевого потенциала ВВС и Войск ПВО. Мы ведь ни на час не прекращали несения боевого дежурства, проводили многочисленные мероприятия оперативной и боевой подготовки, тактические учения с боевыми стрельбами. Был создан многородовый вид Вооруженных Сил. ВВС сегодня - это дальняя, военно-транспортная, фронтовая авиация (состоит в свою очередь из родов авиации - бомбардировочной, истребительной, штурмовой, специальной), это силы ПВО - зенитные ракетные войска, радиотехнические войска, истребительная авиация, специальные войска.

Уже в рамках единого вида Вооруженных Сил проведено мощное оперативно-стратегическое учение Московского округа ВВС и ПВО и 16-й армии, крупное опытно-исследовательское учение с привлечением военно-транспортной и фронтовой авиации, сил и средств ПВО. В ходе них решались вопросы выхода авиации в другой район и решения там учебно-боевых задач, перебазирования по воздуху зенитных ракетных дивизионов на полигон и выполнения боевых стрельб. К слову, это имело большое воспитательное значение для людей, они видели: несмотря на трудности, мы уверенно идем к назначенной цели. Хочу поблагодарить командующего войсками Московского округа ВВС и ПВО, командующих объединениями в Сибири, на Дальнем Востоке и многих, многих других генералов и офицеров, которые вместе со мной прошли нелегкий путь...

Ярчайшей для меня, да, думаю, и для моих коллег по главкомату является операция по возвращению в Россию стратегической авиации, проведенная в 1999-2000 годах. Мы смогли подготовить аргументы и убедить военное и политическое руководство страны в необходимости возвращения машин из Украины. Ведь к тому времени ракетоносцев Ту-160, к примеру, у нас было всего четыре. А этот стратегический самолет может решить боевые задачи, сопоставимые с теми, что решает целая армия. Скажу: упорства и дипломатии потребовалось много. Особенно велика здесь заслуга генерал-лейтенанта Михаила Михайловича Опарина, влюбленного в свою армию дальней авиации.

Не менее ответственна и сложна была сама операция. Полеты порой выполнялись ночью, в сложных метеоусловиях, но летчики авиабазы Энгельс с честью справились с этой задачей. Из Прилук пришли ракетоносцы Ту-160, из Узина - Ту-95. Все машины в короткий срок были введены в строй и начали летать. Один самолет был достроен на казанском предприятии и также пополнил ряды "дальников". Мы сформировали полк из ракетоносцев Ту-160, ставший самым мощным авиационным полком в мире. А затем нам удалось после 8-10-летнего перерыва возобновить учения с полетами стратегических бомбардировщиков в районы боевого предназначения. Это было важно и для восстановления престижа страны в мире. Ведь все думали, что мы, образно говоря, лежим. Проведенные полеты "за угол" стратегов Ту-95МС и Ту-160 не являлись демонстрацией силы, они стали демонстрацией наших возможностей: российская военная авиация жива, летает, готова к выполнению боевых задач. Экипажи показали достаточно высокую боевую выучку. Одновременно мы провели и такой памятный и важный эксперимент - полет на сверхдальние маршруты истребителей Су-30, Су-27, МиГ-31. Находясь в воздухе с дозаправками до 10,5 часа, они сопровождали стратегические бомбардировщики.

Заново заработал наш полигон под Астраханью. Там стали отрабатываться задачи не только подразделениями ПВО, но и экипажами фронтовой и дальней авиации. Причем "дальники" отрядом Ту-22М3, по-моему, впервые после Великой Отечественной войны провели бомбометание по малоразмерным целям. Такие учения стали регулярными.

Словом, объединенные ВВС стали надежным аргументом в руках Верховного Главнокомандования в обеспечении безопасности России.

Курсом преобразований

Герой Российской Федерации генерал-полковник В.С. Михайлов (главнокомандующий ВВС с февраля 2002 года):

- Символично, что именно в юбилейном году Военно-воздушные силы обрели главный свой символ - знамя вида Вооруженных Сил, олицетворяющее собой преемственность прошлого и настоящего современных ВВС. Так совпало, что сразу после назначения на должность главкома мне пришлось получить на Соборной площади в Кремле из рук Президента России Владимира Путина главную воинскую реликвию. Безусловно, яркий, запоминающийся факт, более того, исторический. Знамя Военно-воздушных сил олицетворяет и будет впредь олицетворять всю славную историю нашей военной авиации, и наш долг, простит меня читатель за высокий слог, - сделать все для того, чтобы мы были достойны славных традиций наших предшественников.

ВВС России за последние десять лет прошли несколько реорганизаций. Начиная с 1992 года сильно сокращались. В 1998-м ВВС объединились с Войсками ПВО - появился качественно новый вид с гораздо более широким кругом решаемых задач. И все же общие показатели боевой мощи за последнее десятилетие снизились, так как уменьшилось общее количество авиационных, зенитных ракетных и радиотехнических частей. Вместе с тем потенциальные возможности ВВС обеспечивают решение поставленных перед ними задач в области военной безопасности России. Главная задача, стоящая передо мной: так далее повести преобразования Военно-воздушных сил, чтобы они стали мощным, универсальным, высокоэффективным видом Вооруженных Сил, способным решать задачи по обеспечению военной безопасности России как на глобальном, так и на региональном уровнях.

Приоритетное направление нашей деятельности - модернизация боевой техники. Так, в дальней авиации уже сегодня идет разработка новых средств поражения, результаты их испытаний обнадеживают. Фактически у ВВС уже есть высокоточное оружие в обычном снаряжении, после небольших улучшений оно будет принято на вооружение. Под него дорабатываются стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95. До конца года в боевой строй встанет еще один новый Ту-160, достраивающийся на Казанском авиазаводе. А если говорить в целом, то в течение ближайших 5-10 лет потенциал дальней авиации существенно увеличится за счет совершенствования систем планирования боевого применения и управления, оснащения новым радиоэлектронным оборудованием и ракетно-бомбовым вооружением.

Обновляется и военно-транспортная авиация. Продолжается модернизация Ан-124 до уровня Ан-124-100. Небольшую часть Ил-76 намечено оснастить двигателями ПС-90А. Для выполнения задач по плану президента и министра обороны решается вопрос о приобретении Ил-76МФ. А вот Ан-22 - знаменитые "Антеи" - будут потихоньку "уходить", вырабатывая свой ресурс.

Ожидается поступление на вооружение и новых фронтовых машин. Так, после 2005 года в войска придет самолет ОКБ Сухого, испытания которого завершатся к этому времени. Новые качества за счет перевооружения на перспективные зенитные ракетные системы приобретут войска ПВО. Группировки ЗРВ, оснащенные новым оружием, составят основу системы нестратегической противоракетной обороны. Словом, и сегодня в непростое время для Вооруженных Сил много делается для сохранения боевого потенциала ВВС.

В заключение - частный факт, ведь большие свершения рельефнее ощущаются, когда пропускаешь их через сердце, через себя. В начале апреля в подмосковном Жуковском я поднял в воздух новый российский учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ и с удовольствием покружил на нем. А на следующий день то же самое сделал начальник штаба (главнокомандующий) ВВС Франции генерал армии Жан-Пьер Жоб, прибывший во главе французской делегации в рамках празднования 60-летия авиаполка "Нормандия - Неман". И он остался доволен самолетом. В Жуковском солировали трое - два военачальника и самолет нового поколения. И это было почти сразу же после того, как мы по сути приняли решение о принятии на вооружение учебно-тренировочного и учебно-боевого самолета Як-130. Мне тогда подумалось, что это говорит о многом. Мы создали и вводим в строй два прекрасных самолета, которые будут в Военно-воздушных силах достойны друг друга, к которым есть интерес в других странах мира. Не правда ли, добротный подарок к юбилею, к 90-летию боевой авиации? Россия была, есть и будет мощной авиационной державой. У нашего Отечества всегда будут крепкие крылья....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка