Известия
18 июля 2002, 13:44
Край непуганых вертолетов
Средства, потраченные на поиски, уже исчисляются десятками тысяч долларов. Время, которое уходит (или уже безнадежно ушло), так необходимое для спасения выжившего экипажа, - бесценно. Между тем, если бы вертолет был оборудован радиомаяком, его нашли бы 10 июля, в день катастрофы. Но, как выяснили "Известия", на таких маяках в России предпочитают экономить.
Случаев, когда поиски потерпевшего катастрофу вертолета остаются безрезультатными, в стране становится все больше. Хотя в начале XXI века трудно представить себе развитую страну, где поиски пропавшей машины, пусть даже в труднодоступных и ненаселенных местах, затягивались бы на недели. Почему это происходит? Практически все наши вертолеты оборудованы аварийными радиостанциями Р-851 или Р-821, находящимися в НЗ (неприкосновенном запасе) вертолета. Но подать сигнал SOS можно лишь в случае, если экипаж выжил после катастрофы, - радиостанция приводится в действие вручную. Если летчики погибли, а катастрофа произошла в труднодоступной местности, обнаружить вертолет очень сложно. Поисковые операции могут длиться неделями. И стоят они, подчеркнем, колоссальных денег.
В трудную минуту, когда речь идет о поисках пострадавших в катастрофе, разумеется, вопросов о деньгах никто себе не задает. В Министерстве по чрезвычайным ситуациям России затруднились даже ответить на вопрос, во сколько обходится поисковая операция - зависит от региона. К примеру, эвакуация на вертолете рыбаков, с завидной регулярностью каждой весной застревающих на откалывающихся льдинах в Финском заливе, стоит от 800 до 1000 долларов в час. На пустынном Таймыре эта сумма может увеличиться в разы, хотя бы потому, что топливо на Севере стоит гораздо дороже. И даже если поиски велись по четыре часа в день, то таймырская операция уже обошлась, по нашим подсчетам, в не менее чем 50 тысяч долларов. Каждый день поисков будет увеличивать эту сумму.
Повторим еще раз: деньги, конечно, ничто по сравнению с человеческими жизнями. Но ведь вполне вероятно, что после катастрофы экипаж и пассажиры еще были живы, а сейчас время уже упущено. И все ведь могло сложиться совсем иначе при одном условии - если бы на вертолете был установлен радиомаячок, работающий в автоматическом режиме. Его там не было.
Такая аппаратура серийно в России не производится. Но изобретать велосипед не стоит - практически все развитые страны выпускают радиомаяки для вертолета, помогающие разыскать его в любом месте и практически при любых погодных условиях.
- Поисковые радиомаяки производят и в США, Германии, Великобритании, еще во многих других странах. Цена зависит от чувствительности. Те образцы, которые продаются в России, стоят порядка трех тысяч долларов. За рубежом, конечно, дешевле, - рассказывает заместитель главного конструктора КБ Миля Георгий Синельщиков. - Установить их очень просто - система эта автономная, крепится, как правило, внутри вертолета, чтобы не потерялась в полете или при ударе. Это трубка диаметром примерно 70 миллиметров и длиною 500 миллиметров. Есть аналогичная аппаратура "Поиск", несколько уступающая по качеству зарубежной, она производится в Солнечногорске (где выпускают все аварийные приборы). Но стоит она значительно дешевле американских или европейских радиомаяков. Между прочим, во многих странах в соответствии с правилами воздушного движения радиомаяки устанавливаются на вертолеты в обязательном порядке. Без них эксплуатация машин попросту незаконна.
На Казанском вертолетном заводе, выпускающем Ми-8 и Ми-17, "Известиям" сообщили, что с 1995 года завод предлагает своим заказчикам аварийные и подводные, и наземные радиобуи, предназначенные для работы в международной спутниковой системе поиска и спасения КОСПАС-SARSAT. Цена - 1-2 тысячи долларов. Но по техническим условиям производства вертолетов установка радиомаяков не предусмотрена - все на усмотрение заказчика.
- С 1992 года за рубеж было поставлено около 600 вертолетов, на внутренний рынок - около 40 машин, - рассказывает гендиректор предприятия Александр Лаврентьев. - Зарубежный потребитель заказывает более совершенную технику, включающую метеолокаторы, радары, картографы, чтобы летать в любых условиях. Отечественному же покупателю этого не позволяют средства. Поскольку КВЗ имеет даже лицензию "Росавиакосмоса" на авиаремонтные работы, то завод готов оснастить любой вертолетный парк аварийными радиобуями. Был бы спрос. И деньги.
Самым массовым (и, как выясняется, одним из самых аварийных) вертолетом в России является Ми-8 - сейчас в стране эксплуатируется около 13 тысяч таких машин. Большое их количество находится на вооружении армии, внутренних войск и пограничников. У них нет денег на установку радиомаяков по своей инициативе. Но если бы на правительственном уровне было принято решение об оборудовании этих машин маяками и один раз потрачено около 13 миллионов долларов (по одной тысяче на вертолет - не так уж много), в будущем можно было бы не только сэкономить средства на дорогостоящих поисковых операциях, но и сберечь жизни пилотов и пассажиров. Ведь нередко потерпевшие авиакатастрофу гибнут из-за того, что помощь пришла слишком поздно.
"Мы о маячках только слышали, сами не видели. Говорят, все натовские вертолеты оснащены такими приборами, нам остается только мечтать о них, - заявили "Известиям" в штабе армейской авиации Сухопутных войск. - Такие радиомаячки нам очень нужны, тем более в зоне боевых действий, например, в Чечне. Ведь чем быстрее найдено место катастрофы, тем больше шансов спасти экипаж. Вдруг они не смогли привести "Прибой" в действие - контузия, ранение, еще что-то. А с маячком спасательный экипаж найдет место и обеспечит эвакуацию моментально. Но денег даже на ремонт "вертушек" не хватает. Так что вряд ли в войсках в ближайшее время эти вещи появятся".
Вертолет Ми-6, наверное, найдут. Локатор, который МЧС отправило вчера на Таймыр, работает на коротких волнах, "видит" большую поверхность (до 15 км) и различает контуры предметов. В отличие от тепловизоров и телекамер может работать в любых погодных условиях - ему не страшен ни дождь, ни туман, ни снег. Но, вероятно, обнаружены будут лишь обломки машины и тела пассажиров и экипажа. Просто потому, что решили сэкономить на спасительной аппаратуре....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 29, 2024
Nordwind запускает рейсы из Волгограда в Пермь, Оренбург и Казань
Март 29, 2024
Франция разместила в Румынии три истребителя Rafale
Март 29, 2024
Саудовская Аравия, ОАЭ и Катар ведут переговоры с Пакистаном о покупке авиакомпании PIA
Март 29, 2024
Ученые ПНИПУ разработали новый вид звукопоглощающих конструкций для самолетов