О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Край непуганых вертолетов

Поиски пропавшего на Таймыре вертолета Ми-6 продолжаются уже более недели. В среду МЧС России направило на Крайний Север группу экспертов ВНИИ по проблемам ГО и ЧС, а также опытный образец малогабаритного радиолокатора. Благодаря этому оборудованию спасатели смогут осуществить радиолокационную съемку местности по маршруту полета Ми-6. И если вертолет упал на сушу, то он скорее всего будет обнаружен.

Средства, потраченные на поиски, уже исчисляются десятками тысяч долларов. Время, которое уходит (или уже безнадежно ушло), так необходимое для спасения выжившего экипажа, - бесценно. Между тем, если бы вертолет был оборудован радиомаяком, его нашли бы 10 июля, в день катастрофы. Но, как выяснили "Известия", на таких маяках в России предпочитают экономить.

Случаев, когда поиски потерпевшего катастрофу вертолета остаются безрезультатными, в стране становится все больше. Хотя в начале XXI века трудно представить себе развитую страну, где поиски пропавшей машины, пусть даже в труднодоступных и ненаселенных местах, затягивались бы на недели. Почему это происходит? Практически все наши вертолеты оборудованы аварийными радиостанциями Р-851 или Р-821, находящимися в НЗ (неприкосновенном запасе) вертолета. Но подать сигнал SOS можно лишь в случае, если экипаж выжил после катастрофы, - радиостанция приводится в действие вручную. Если летчики погибли, а катастрофа произошла в труднодоступной местности, обнаружить вертолет очень сложно. Поисковые операции могут длиться неделями. И стоят они, подчеркнем, колоссальных денег.

В трудную минуту, когда речь идет о поисках пострадавших в катастрофе, разумеется, вопросов о деньгах никто себе не задает. В Министерстве по чрезвычайным ситуациям России затруднились даже ответить на вопрос, во сколько обходится поисковая операция - зависит от региона. К примеру, эвакуация на вертолете рыбаков, с завидной регулярностью каждой весной застревающих на откалывающихся льдинах в Финском заливе, стоит от 800 до 1000 долларов в час. На пустынном Таймыре эта сумма может увеличиться в разы, хотя бы потому, что топливо на Севере стоит гораздо дороже. И даже если поиски велись по четыре часа в день, то таймырская операция уже обошлась, по нашим подсчетам, в не менее чем 50 тысяч долларов. Каждый день поисков будет увеличивать эту сумму.

Повторим еще раз: деньги, конечно, ничто по сравнению с человеческими жизнями. Но ведь вполне вероятно, что после катастрофы экипаж и пассажиры еще были живы, а сейчас время уже упущено. И все ведь могло сложиться совсем иначе при одном условии - если бы на вертолете был установлен радиомаячок, работающий в автоматическом режиме. Его там не было.

Такая аппаратура серийно в России не производится. Но изобретать велосипед не стоит - практически все развитые страны выпускают радиомаяки для вертолета, помогающие разыскать его в любом месте и практически при любых погодных условиях.

- Поисковые радиомаяки производят и в США, Германии, Великобритании, еще во многих других странах. Цена зависит от чувствительности. Те образцы, которые продаются в России, стоят порядка трех тысяч долларов. За рубежом, конечно, дешевле, - рассказывает заместитель главного конструктора КБ Миля Георгий Синельщиков. - Установить их очень просто - система эта автономная, крепится, как правило, внутри вертолета, чтобы не потерялась в полете или при ударе. Это трубка диаметром примерно 70 миллиметров и длиною 500 миллиметров. Есть аналогичная аппаратура "Поиск", несколько уступающая по качеству зарубежной, она производится в Солнечногорске (где выпускают все аварийные приборы). Но стоит она значительно дешевле американских или европейских радиомаяков. Между прочим, во многих странах в соответствии с правилами воздушного движения радиомаяки устанавливаются на вертолеты в обязательном порядке. Без них эксплуатация машин попросту незаконна.

На Казанском вертолетном заводе, выпускающем Ми-8 и Ми-17, "Известиям" сообщили, что с 1995 года завод предлагает своим заказчикам аварийные и подводные, и наземные радиобуи, предназначенные для работы в международной спутниковой системе поиска и спасения КОСПАС-SARSAT. Цена - 1-2 тысячи долларов. Но по техническим условиям производства вертолетов установка радиомаяков не предусмотрена - все на усмотрение заказчика.

- С 1992 года за рубеж было поставлено около 600 вертолетов, на внутренний рынок - около 40 машин, - рассказывает гендиректор предприятия Александр Лаврентьев. - Зарубежный потребитель заказывает более совершенную технику, включающую метеолокаторы, радары, картографы, чтобы летать в любых условиях. Отечественному же покупателю этого не позволяют средства. Поскольку КВЗ имеет даже лицензию "Росавиакосмоса" на авиаремонтные работы, то завод готов оснастить любой вертолетный парк аварийными радиобуями. Был бы спрос. И деньги.

Самым массовым (и, как выясняется, одним из самых аварийных) вертолетом в России является Ми-8 - сейчас в стране эксплуатируется около 13 тысяч таких машин. Большое их количество находится на вооружении армии, внутренних войск и пограничников. У них нет денег на установку радиомаяков по своей инициативе. Но если бы на правительственном уровне было принято решение об оборудовании этих машин маяками и один раз потрачено около 13 миллионов долларов (по одной тысяче на вертолет - не так уж много), в будущем можно было бы не только сэкономить средства на дорогостоящих поисковых операциях, но и сберечь жизни пилотов и пассажиров. Ведь нередко потерпевшие авиакатастрофу гибнут из-за того, что помощь пришла слишком поздно.

"Мы о маячках только слышали, сами не видели. Говорят, все натовские вертолеты оснащены такими приборами, нам остается только мечтать о них, - заявили "Известиям" в штабе армейской авиации Сухопутных войск. - Такие радиомаячки нам очень нужны, тем более в зоне боевых действий, например, в Чечне. Ведь чем быстрее найдено место катастрофы, тем больше шансов спасти экипаж. Вдруг они не смогли привести "Прибой" в действие - контузия, ранение, еще что-то. А с маячком спасательный экипаж найдет место и обеспечит эвакуацию моментально. Но денег даже на ремонт "вертушек" не хватает. Так что вряд ли в войсках в ближайшее время эти вещи появятся".

Вертолет Ми-6, наверное, найдут. Локатор, который МЧС отправило вчера на Таймыр, работает на коротких волнах, "видит" большую поверхность (до 15 км) и различает контуры предметов. В отличие от тепловизоров и телекамер может работать в любых погодных условиях - ему не страшен ни дождь, ни туман, ни снег. Но, вероятно, обнаружены будут лишь обломки машины и тела пассажиров и экипажа. Просто потому, что решили сэкономить на спасительной аппаратуре....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка