О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

У "Сушек" счастливая судьба

В конце 50-х годов "холодную" войну между Востоком и Западом подхлестнул новый виток гонки вооружений. В США появились самолеты-агрессоры, способные производить бомбометание под большим углом высоты. Они на малых высотах подбирались к цели и, круто взмыв вверх, по дуге сбрасывали бомбы, которые точно попадали в объект поражения. При этом самолеты могли нести и атомное оружие. В момент взрыва они успевали уходить на безопасное расстояние и на случай атаки истребителей противника были хорошо оснащены бортовым вооружением.

Столь мощных и уникальных боевых машин в нашей стране тогда не было. Их требовалось создать. Нужен был самолет, сочетающий характеристики истребителя, штурмовика и бомбардировщика. Эту задачу поставили перед КБ ПО Сухого. Без долгих проволочек здесь приняли решение проектировать новую машину на базе хорошо зарекомендовавшего себя в войсках фронтового истребителя Су-7, а весной 1959 года уже начались все летные испытания. Истребитель-бомбардировщик, получивший индекс Су-7 Б, вышел на удивление маневренным: в любом положении в воздухе мог выполнять бомбометание, пушками и ракетами поражать наземные цели, обладал прекрасной динамикой и выделывал фигуры сложного пилотажа. Первый этап летных испытаний Су-7 Б проходил на одном из подмосковных военных аэродромов и завершился вполне успешно. Оставалась не менее сложная задача - проверка бортового вооружения, его воздействие на работу силовой установки самолета. С этой целью был выбран степной полигон северней Ахтубинска, где наряду с другими предприятиями ВПК "суховцы" приступили к строительству летно-испытательной и доводочной базы КБ. Сооружались высотные ангары и боксы, строились стоянки и рулевые дорожки для самолетов, объекты производственного и социального назначения.

Место для базы было выбрано не случайно. Рядом Государственный летно-испытательный центр ВВС страны, призванный проводить завершающий этап испытаний самолетов перед началом их серийного производства. Близкое соседство двух родственных, профильных коллективов, по мнению руководства КБ, обещало быть плодотворным как в плане решения организационно-технических задач, так и в плане устранения недоработок в ходе испытательных полетов.

Тесное сотрудничество специалистов КБ со своими коллегами из ГЛИЦа принесло отменные результаты. Программа испытаний вооружения в воздухе Су-7 Б была проведена в полном объеме и в установленный срок. Это стало своего рода первым серьезным экзаменом ахтубинского филиала КБ на профессионализм и самоотверженность.

С новой машиной его специалистам пришлось изрядно попотеть как в прямом, так и в переносном смысле. Пик испытаний пришелся на 1960 год. В то время зима выдалась суровой, а летом донимала небывалая жара. Часть полетов приходилось выполнять в вечернее время, так как техника не выдерживала высоких дневных температур. Раз за разом возникали нештатные ситуации. Однажды при пуске реактивных снарядов произошла остановка двигателя самолета. Все попытки его запустить ни к чему не привели. И только профессионализм и хладнокровие летчика-испытателя позволили ему посадить машину с неработающим двигателем. Случались и другие неприятности. Но от полета к полету самолет делался "ручным", совершенствовался и вскоре поступил в войска.

У первого в стране истребителя-бомбардировщика оказалась счастливая судьба. Он стал главным ударным комплексом фронтовой авиации, перенес многочисленные модификации и прошел проверку боем во время военных конфликтов на Ближнем Востоке.

Сегодня городской филиал "суховцев", отмечая 45-летний юбилей, представляет собой хорошо оснащенную в техническом плане производственную базу со всем необходимым оборудованием для проверки и анализа работ по испытаниям авиационной техники. Занято здесь более 500 человек. Это в основном специалисты высочайшей квалификации, преданные своему делу люди, за плечами у многих не один десяток лет работы на предприятии. В первые годы существования филиала сюда командировались инженерно-технические работники из Москвы, с головного завода КБ, но затем ставка была сделана на местные кадры, закончившие городской филиал Московского авиационного института. Кстати, нынешний начальник филиала КБ В.Н. Парамонов, тоже выпускник МАИ, руководит коллективом последние 9 лет.

С момента появления филиала в городе получили путевку в небо 8 базовых моделей самолетов, на основе которых было создано еще 38 боевых машин. Особо хотелось бы отметить Су-24 и Су-27, определившие основные направления развития отечественного авиастроения.

Заметен вклад "суховцев" в социальное развитие города. Достаточно сказать, что филиал является одним из крупных налогоплательщиков местного бюджета, оказывает финансовую помощь школе-интернату с первоначальной летной подготовкой, городской гандбольной команде, выступающей в высшей лиге российского первенства. Кроме того, принято решение об участии в строительстве жилья в городе и других социальных программах.

Рассказывая о перспективах развития АООТ "ОКБ Сухой", его генеральный директор М. Погосян отметил высокий кадровый потенциал коллектива, нацеленный на создание самолета 5-го поколения. Финансовая устойчивость и стабильность предприятия во многом обеспечиваются за счет освоения внешних рынков продажи авиационной техники и сотрудничества с традиционными покупателями российских самолетов в Юго-Восточной Азии. Помимо расширения импортных поставок вооружения, в последние два года "суховцы" совместно с авиаторами ГЛИЦа выполнили большой объем работ по совершенствованию действующих самолетов для нужд ВВС страны. Существенный вклад в нее внес и коллектив ахтубинского филиала....
Авторские права на данный материал принадлежат «Волга». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка