О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Иркутские авиастроители ударили холдингом по холдингу

Вчера на брифинге в Иркутске президент Иркутского авиапроизводственного объединения (ИАПО) Алексей Федоров заявил о планах создания авиастроительного холдинга на базе ИАПО. Для этого уже приобретены контрольные пакеты акций Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Бериева (ТАНТК) и приборостроительных предприятий. Глава ОАО "ИАПО" рассчитывает купить и один из гражданских авиазаводов.

ИАПО, выпускающее и модернизирующее самолеты семейства Су-27, благодаря многомиллиардным индийским заказам (их общая сумма оценивается более чем в $5 млрд) является одним из самых успешных российских авиастроительных предприятий. Формально оно входит в АВПК "Сухой" (в который также включены ОКБ Сухого, ТАНТК имени Бериева, Новосибирское и Комсомольское-на-Амуре авиаобъединения), однако реально контролируется менеджментом: в АВПК переданы лишь 14,8% государственных акций ИАПО. Некоторое время назад господин Федоров вел переговоры с представителями федерального правительства об увеличении доли государства в уставном капитале ИАПО (например, в обмен на передачу объединению принадлежащих государству акций интересующих иркутян предприятий), однако, судя по всему, успехом они пока не увенчались. Заявления Алексея Федорова свидетельствуют о том, что интеграция ИАПО в холдинг "Сухой", мягко говоря, не является приоритетом для руководства иркутского объединения.

Алексей Федоров вчера объявил о планах создания собственного самолетостроительного холдинга, в который войдут конструкторские бюро, приборостроительные предприятия, заводы по изготовлению военной и гражданской техники. Господин Федоров официально подтвердил, что ИАПО уже владеет контрольным пакетом ТАНТК имени Бериева (пакет ИАПО был увеличен с 20% до более чем 50%) - разработчика самолета-амфибии Бе-200. Как пояснили Ъ источники в ИАПО, этот шаг был предпринят для защиты прав инвестора в программе создания многоцелевого самолета-амфибии Бе-200. ИАПО с конца 90-х годов финансирует эту программу, главным заказчиком которой является Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС уже заказало семь самолетов Бе-200, которые должны быть построены на ИАПО в 2002-2004 годах). Однако на ИАПО считают, что российское законодательство слабо защищает права инвесторов: разработчик может внести в документацию незначительные изменения и стать ее полноправным владельцем. Поэтому иркутяне решили, что единственная возможность контролировать инвестируемые средства заключается в получении контроля над самим разработчиком. Кроме того, руководителей ИАПО не устраивало прохладное отношение к программе Бе-200 со стороны руководства АВПК, до недавнего времени крупнейшего акционера ТАНТК.

Помимо ТАНТК иркутское объединение приобрело еще два предприятия: в 2001 году оно увеличило свою долю в ЗАО "Русская авионика" (занимается модернизацией бортового оборудования военной авиатехники) с 26,6% до 51%, а также довела свой пакет до контрольного в ЗАО "Ителла" (производитель сенсорной электроники).

В настоящее время ИАПО ведет переговоры с рядом авиазаводов, производящих гражданскую технику, на которых можно было бы разместить производство Бе-200. Пока этот самолет не получил международного сертификата и поэтому не может поставляться на экспорт. Однако на ИАПО рассчитывают, что в ближайшее время Бе-200 пройдет сертификацию. Как заявляют на ИАПО, сейчас прорабатывается ряд контрактов с иностранными компаниями и международными спасательными центрами на поставки Бе-200. По прогнозам руководства иркутского объединения, мощностей ИАПО не хватит для удовлетворения международного спроса на самолет-амфибию. Поэтому уже сейчас прорабатываются варианты размещения заказов на других предприятиях. Чтобы гарантировать выполнение этих соглашений, ИАПО планирует получить контроль над одним из гражданских авиазаводов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка