О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" не заметил кризиса

В распоряжении "Ведомостей" оказалась отчетность "Аэрофлота" за 2001 г. по международным стандартам, которую вчера рассматривал совет директоров авиакомпании. Как следует из отчета, российский национальный перевозчик просто не заметил кризиса, подкосившего в прошлом году многих зарубежных авиаперевозчиков, и даже смог увеличить выручку и прибыль. Правда, предупреждают аналитики, большая часть прибыли "Аэрофлота" существует только на бумаге.

В прошлом году авиаперевозчики многих европейских стран и США переживали жесточайший кризис. Швейцарские Swissair и Sabena обанкротились, Alitalia, Aer Lingus и греческая Olympic Airways испытывали серьезные финансовые затруднения, и даже такие крупные участники рынка, как KLM Royal Dutch Airlines и British Airways, после теракта 11 сентября были на грани катастрофы.

Такое впечатление, что для "Аэрофлота" никакого кризиса не существовало. Операционная прибыль компании по стандартам IAS в 2001 г. составила $1,22 млрд против $1,07 млрд в 2000 г. , а чистая прибыль - $20,1 млн против $8,6 млн. Прибыль авиакомпании до налогообложения и доли меньшинства - $10,7 млн, прибыль после налогообложения - $21,9 млн. Для сравнения: по итогам 2001 г. убытки Lufthansa Group составили 591 млн евро (по итогам 2000 г. - прибыль в 689 млн) , чистый убыток British Airways составил 142 млн фунтов стерлингов (в 2000 г. - прибыль в 67 млн фунтов стерлингов). В самом худшем положении оказались американские United Airlines (убытки $2,1 млрд, America Airlines (минус $1,7 млрд) , US Airways (минус $2 млрд).

По мнению аналитиков, "Аэрофлот" показал именно те результаты, которых от него ожидали. "Цифры хорошие, рост выручки по сравнению с прошлым годом составил 11%. Это значит, что авиакомпания намного меньше других международных перевозчиков пострадала от последствий терактов 11 сентября", - говорит аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова. Она считает, что избежать падения основных показателей "Аэрофлоту" удалось благодаря тому, что он меньше летает через Атлантику. А объемы перевозок на трансатлантическом направлении упали сильнее всего. Кроме того, "Аэрофлот" планомерно улучшал свою маршрутную сеть. В 2001 г. было закрыто 18 убыточных направлений, а на оставшихся увеличена частота. В результате в самолетах "Аэрофлота" было занято более 65% мест (в 2002 г. планируется увеличить этот показатель до 68% ). Кроме того, авиакомпания делала ставку на пассажиров первого и бизнес-классов, которые традиционно приносят перевозчику наибольший доход. В 2001 г. число таких пассажиров на европейских маршрутах достигло 19%.

Тем не менее Сахнова отмечает, что высокая прибыль "Аэрофлота" - результат не операционной деятельности, а бухгалтерской проводки. Об этом говорит положительное значение налога на прибыль ($11,1 млн). А по мнению аналитиков "Атона", это единовременный эффект, достигнутый за счет снижения в 2001 г. налога на прибыль с 35% до 24%. Такой же эффект наблюдался у всех российских компаний, которые ведут отчетность по международным стандартам. "В противном случае прибыль "Аэрофлота" была бы меньше - около $5 - 6 млн", - говорит аналитик Branswick UBS Warburg Владимир Савов. По мнению Сахновой, цифра могла бы быть еще ниже - до $9 млн убытка.

В 2001 г. выросли не только доходы авиакомпании, но и расходы. Операционные расходы увеличились с $1,32 млрд в 2000 г. до $1,52 млрд. Это объясняется значительным ростом заработной платы - на 34% , а также увеличением расходов на эксплуатацию самолетов и топливо.

В качестве положительного фактора Сахнова отмечает сокращение кредиторской (с $432,8 млн до $382 млн) и дебиторской (с $257,9 млн до $241,9 млн) задолженности "Аэрофлота". Однако аналитика настораживает, что авиакомпания продолжает сокращать объем кэша, вместо того чтобы накапливать его (в 2000 г. - $30,7 млн, в 2001 г. - $20,2 млн).

В заключении аудитор Arthur Andersen указывает, что дефицит оборотного капитала "Аэрофлота" увеличился по сравнению с 2000 г. ($270 млн) на $40,7 млн. По мнению аудитора, это следствие расходов на подготовку строительной площадки в рамках проекта "Шереметьево-3" ($5,9 млн из оборотного капитала) , а также других объектов ($9,5 млн). За счет оборотного капитала финансируется и капремонт воздушных судов (цифра в отчете не указана).

Акционеры "Аэрофлота" - и государство, и компании, близкие к владельцам "Сибнефти", - считают финансовые итоги 2001 г. компании очень хорошими. "Результаты лучше, чем мы ожидали", - заявил "Ведомостям" правительственный чиновник. А по словам источника, близкого к миноритарным акционерам "Аэрофлота", "комментарии, которые дали представители менеджмента, доказывают, что ситуация под контролем"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка