О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российские авиашоу не оглядываются на Львов

Ближайшее авиашоу в России пройдет в подмосковных Луховицах. После украинской трагедии никто его не отменяет, правила безопасности не ужесточаются. Насколько велика вероятность падения авиатехники на головы российских зрителей и как часто происходят у нас в стране показательные полеты, выяснила "Газета.Ru".

Запускать над головами народа самолеты и вертолеты стало в России хорошим тоном. Они демонстрируют полеты теперь не только на солидных авиасалонах (таких у нас два - в Жуковском и в Геленджике), но и на мелких выставках, посвященных авиации, на днях городов (к примеру, не так давно, в июне, авиашоу было на дне города Тамбова) и даже на юбилеях фирм, которые могут себе это позволить.

- Все как на Западе,- комментирует ситуацию директор по маркетингу журнала "Авиасалоны мира" Георгий Смирнов. Он только что прилетел из Лондона с очередной авиавыставки. - Серьезных авиасалонов и выставок в Европе и США немного. Однако показательные полеты то там, то здесь проходят практически еженедельно. Особенно это касается США - страна большая, событий много. Показательные полеты стали уже одним из элементов праздника. Кстати, в мире, в основном, такие полеты проводят на спортивных самолетах, а у нас вот на истребителях.

Сколько же показательных полетов проводится ежегодно у нас в России, знает, может быть только министр обороны. Именно он должен визировать все разрешения на такие полеты. Однако и "Газете.Ru" удалось это выяснить. Ежегодно в стране происходит порядка 35 показательных полетов.

Как рассказали "Газете.Ru" в пресс-службе ВВС России, показательные полеты проходят через ВВС и через РОСТО (Российская оборонная спортивно-техническая организация - бывшее ДОССАФ). По словам начальника пресс-службы ВВС России Александра Дробышевского, через ВВС России ежегодно проходит около 15 заказов на такие полеты.

Выполняют их две пилотажные группы: "Русские витязи" и "Стрижи". Всемирно известные элитные пилотажные группы состоят из летчиков-асов. "Русские витязи" летают на истребителях Су-27. "Стрижи" на МиГ-29. Обе пилотажные группы базируются на военном аэродроме Кубинка.

По словам старшего инженера-инспектора отдела безопасности полетов Управления авиации РОСТО Сергея Тимашкова, через РОСТО ежегодно организуется не менее 20 показательных полетов.

Они проходят на спортивных легкомоторных самолетах государственной авиации. Большую их часть заказывают, по словам специалистов, на дни городов. Однако много заказов теперь поступает и от фирм - пилотажные группы веселят корпоративные вечеринки.

-Мы чаще всего демонстрируем полеты на вертолете Ми-2. Заказывают их те, кому это зрелище по карману. Один полетный час стоит 8 тыс. рублей, - рассказывает сотрудник ижевского авиаклуба, командир парашютного звена Алексей Краснов. - Нужно платить не только за время демонстрационного полета, но и за перелеты. А самолеты, бывает, заказываем на сабантуи бизнесменов издалека. ЯК-52 гнали из Казанского авиаклуба и из Перми. Демонстрировали полеты над водой.

"Подай документы своевременно и сложностей с разрешением на полеты не будет. Отказывают редко."

Мы составляем заявку на полеты на год - ориентировочно прикидываем, кто может нас пригласить. А потом за пять дней до мероприятия еще раз подаем на согласование документы. Это примерно 15-20 страниц. В них входит план мероприятия, меры безопасности, документы об уровне подготовленности летчика и о летательном аппарате. Отправляем их в Москву в центральный совет РОСТО и в службу безопасности города, в мэрию.

Возможно ли провести показательные полеты в России так, как это было на Украине - без согласований с руководством города, с военными министерствами и ведомствами? Начальник пресс-службы ВВС России Александр Дробышевский утверждает, что такое у нас невозможно: "Для полета нужен приказ Главнокомандующего. Без этого полетов не бывает. Чтобы совершить показательный полет, как минимум за три месяца необходимо подать пакет документов на согласование в Министерство обороны. Оно тоже проводит массу согласований. Скажем, с управлением воздушных полетов города, где намечается мероприятие. Все строго регламентировано множеством инструкций, приказов, директив. Бывает, и не разрешают показательные полеты".

Нормативная база, регулирующая демонстрационные полеты, говорят, огромна. Ее сочиняли в Министерстве обороны давно, на заре авиации. Когда именно и кто, специалисты уже и не припомнят. "Будете ли менять правила демонстрационных полетов? Писать новые инструкции после трагедии на Украине?" - спрашиваем в ВВС России у Дробышевского. "У нас все и так регламентировано. В нормативной базе пробелов нет. Нового ничего не собираемся выдумывать. Отменять демонстрационные полеты тоже не будем", - отвечает он.

Специалисты РОСТО сказали "Газете.Ru" то же самое. Однако отметили, что до окончания разбирательства причин украинской авиакатастрофы в России не будет демонстрационных полетов. Правда, оказалось, что на самом деле по линии РОСТО такие полеты в ближайший месяц просто не запланированы. Никто их не заказал, так уж совпало.

Ближайшее авиашоу пройдет 10 августа в подмосковных Луховицах. Его никто не отменял.

В день ВВС России полетят над народом (сюда, как и в Жуковский, приезжают любители авиазрелищ чуть ли не со всей страны) истребители МиГ-29, учебно-тренировочные L-39, учебно-боевые МиГ-AT. Как сказал нам заместитель директора Луховицкого машиностроительного завода (организатор авиашоу) Владимир Алешин, никаких запретов и ужесточений после украинской трагедии никто им не присылал. Никаких особых распоряжений до сих пор ни от кого не поступало.

Запрещать авиашоу, действительно, никто не будет. Это ведь бизнес. Помнится, в прошлом году на "МАКС-2001" ждали 500-600 тыс. зрителей. Пришло же их более миллиона. Ехали в многочасовых пробках, толкались в длинющей очереди в кассу. Покупали билеты по 100 рублей каждый. Организаторы нужное количества билетов не смогли напечатать - в последние дни авиасалона народ пропускали бесплатно. Нетрудно сосчитать, что только билеты принесли авиасалону порядка 100 млн рублей. Это не учитывая сувениров, шашлыков и денег, вырученных от сдачи в аренду площадей. Так же сильно будоражит зрителей авиашоу во время городских праздников: заставляет выходить на площади, тратиться на вкусности и безделушки - активно пополнять городскую казну.

Специалисты говорят, что навряд ли ужесточат правила таких полетов. Удалить их от зрителей еще дальше (на более безопасное расстояние) - потерять зрелищность. И остается лишь слепо верить, что на нас не упадет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка