О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Туристический рынок упал вместе с самолетами

Нынешний год в смысле полетов обещает стать одним из самых страшных. За 7 месяцев 2002 года уже произошло 17 авиакатастроф (за весь 2001 год - 14), в которых погибло 1076 человек. Теперь российские туристы боятся летать, и туристический рынок упал на 10-15%.

Честно говоря, авиаперелеты никогда и не были особо безопасным видом путешествий. По статистике Aviation Safety Network, с 1992 года в авиакатастрофах погибли более 14 тыс. человек. Наибольшее число аварий приходится на Европу и Северную Америку - там бывает до 10 катастроф в год. Россия до недавнего времени была одним из самых безопасных - применительно к авиаперелетам - регионов. У нас, по официальным данным, случается в среднем по одной авиакатастрофе в год. Правда, за нынешний год в России разбилось уже четыре самолета.

Чиновники из Межгосударственного авиационного комитета (МАК) склонны списывать авиакатастрофы на пресловутый "человеческий фактор". По данным комитета, этот фактор является причиной до 80% аварий. Между тем, в страховой компании "АФЕС", на которую приходится большая доля авиастрахования в России, сообщили, что ошибки пилотов и технического персонала являются причиной 56% катастроф, а из-за неисправностей оборудования самолета происходит 11% аварий.

Скорее всего, последний показатель будет расти.

Уже сегодня на каждый час полета отечественный самолет надо технически готовить 26 минут (западный - порядка 10 минут)

Это говорит о сильном износе судов и, соответственно, их повышенной аварийности. В своих докладах МАК не отрицает, что российский авиапарк в массе своей выработал ресурс. Например, отказы двигателей возможны в более чем 50% случаев, а взлетно-посадочных устройств - в 40%. Немудрено, что большинство машин гибнет либо в полете, либо при заходе на посадку. Однако вину за катастрофу, как правило, возлагают на экипаж. Заметим также, что последнее время участились случаи перегруза на чартерах, что также приводит к катастрофам.

Немудрено, что при такой грустной статистике и на фоне последних катастроф российские туристы стали меньше летать.

По словам менеджеров турфирмы "Роза ветров", большая часть путешественников интересуется маркой самолета, на котором им предстоит лететь. Если самолет не устраивает, то клиенту предлагают поменять билеты на другой рейс с другим судном (например, меняют российский чартер на регулярный рейс иностранной компании). Стоит это раза в два-три дороже, но, как говорят в "Розе ветров", порядка 1-2% туристов на это соглашаются. Другое дело, что замена самолета возможна только если тур индивидуальный или весь самолет фрахтует одна группа.

Аналогичная ситуация наблюдается и у других туроператоров. Например, в "Инна-тур" нам сообщили, что самолетами теперь интересуются чуть ли не все, но отказников нет да и замен тоже - слишком дорого. Убоявшиеся просто голосуют ногами, то есть предпочитают отдохнуть на даче, а не, скажем, в Египте или Турции, куда надо лететь. Специалисты Российской ассоциации туристических агентств посчитали, что из-за аэрофобии наших соотечественников туристический рынок уже упал на 10-15%. И падение, скорее всего, продолжится. Столь пессимистический прогноз означает одно - "высокого" сезона в этом году не будет.

Между тем, именно отечественные самолеты продолжают оставаться самыми надежными и безопасными в мире.

По данным Aviation Safety Network, за десять лет самолеты Boeing разбивались 65 раз, тогда как Ту всего 20, а Ил-86 - 1 (недавняя авария в "Шереметьево"). Правда, при этом необходимо учитывать, что иностранные самолеты больше распространены и чаще летают. Соответственно, и чаще бьются. Но даже с учетом этого обстоятельства статистика, что называется, красноречива.

Специалисты МАКа и страховых компаний советуют все же летать на отечественных самолетах - Ту-154М и Ил-86. Независимо от марки самолета, сидеть лучше в хвосте, хотя там и болтает больше, и выбирать места в среднем ряду. Дело в том, что из-за конструктивных особенностей самолетов чаще всего при падении у них отваливается передняя часть по линии окончания крыла, а при экстренной посадке - крылья. В итоге пассажиры в хвостовой части и в среднем ряду сидений в случае катастрофы выживают чаще. Именно поэтому, кстати, выжили две бортпроводницы Ил-86, разбившегося около "Шереметьево" 28 июля....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка