Опубликовано: 05.08.2002, 16:24
 

Благие намерения


[image]

В эти дни целый ряд отечественных масс-медиа опубликовал подробную статистику аварий и катастроф украинских ВВС. Однако за точку отсчета во всех случаях принималась гибель в марте 1998 года в Кировске истребителя МиГ-29. О трагедиях, случившихся до этого, известно немного. Согласно официальной информации, обнародованной Министерством обороны после упомянутого инцидента, за период с января 1992-го по март 1998-го наши Военно-воздушные силы потеряли 12 летательных аппаратов, число жертв составило 25 человек.

Скупые, отрывочные сведения (собранные в процессе общения с летчиками, пожелавшими в силу ряда причин остаться неизвестными) позволяют буквально по крупицам воссоздать одну из таких драматических историй.

Летом 1996 года в канун пятилетия независимости Украины родилась идея проведения на комплексе "Чайка" (расположенным в окрестностях столицы) воздушного шоу, приуроченного к главному государственному празднику страны. Согласно некоторым данным, автором идеи был лично генерал-лейтенант Виктор Стрельников, тогда еще заместитель главкома ВВС. По словам пилотов, сопричастных к организации этого проекта, Стрельников был просто одержим идеей создать действительно высококлассные Военно-воздушные силы, вернуть профессии летчика стремительно утрачиваемый престиж. Люди, непосредственно знакомые с Виктором Ивановичем, берутся утверждать, что он никогда не соответствовал, увы, классическому для наших ВС типу "генерала-показушника". Организация шоу была для него не попыткой "прогнуться", а возможностью привлечь внимание к военной авиации. Стрельников неоднократно обращался во всевозможные инстанции, информируя о бедственном положении ВВС, об отсутствии горючего, запчастей, необходимых условий для подготовки пилотов, для совершенствования летных навыков. Однако средств военной авиации по-прежнему катастрофически не хватало. И тогда, насколько можно судить, генерал решил действовать иначе.

Позволим себе предположить следующее. Стрельников искренно разуверился в том, что высшее руководство страны проникнется бедами авиаторов. Но поверил в способность проникнуться гордостью за авиаторов. Расчет мог заключаться в следующем: если не срабатывает прагматизм, возможно, сработают эмоции. Если власти не хотят платить за старые ошибки, возможно, они пожелают вкладывать средства в новые свершения. Но для этого необходимо было продемонстрировать нечто истинно впечатляющее.

В срочном порядке начался отбор пилотов для группы "Укра?нськ? козаки". Вскоре команда высококлассных летчиков, собранных, что называется, "с миру по нитке", приступила к тренировкам. Для того чтобы "слетаться", почувствовать друг друга, освоить сложное, незнакомое задание, у них была всего какая-то пара месяцев - смехотворный срок для реализации подобной цели. Но у авиаторов, болеющих небом, был дополнительный стимул - у них появилась возможность летать, а не "заниматься наземной организацией полетов".

Как сообщают очевидцы, Стрельников неоднократно посещал тренировки "козак?в" и на разборах полетов не скрывал своего удовлетворения тем, как быстро и эффективно новообразованная пилотная группа справляется с поставленной задачей. Воодушевленный первоначальным успехом генерал предложил ее усложнить. Будущее авиапредставление на ходу обрастало новыми деталями. Аргументы заместителя главкома были примерно такими: вы - настоящие асы, для вас насытить программу дополнительными зрелищными элементами не так уж и сложно, а на публику это наверняка произведет должное впечатление. И хотя времени на отработку новшеств оставалось не так уж много, летчики не спорили с начальством. И не только из соображений субординации. Им передался энтузиазм генерала, они ощутили уже порядком подзабытый профессиональный кураж.

Один из ключевых эпизодов будущего шоу должен был выглядеть примерно так: два L-39 (самолеты, на которых должны были выступать "козаки") стремительно сходятся в одной точке и так же стремительно расходятся в тот момент, когда с земли кажется, что таран неизбежен. Как утверждают летчики, подобный трюк настолько же эффектен для зрителя, настолько прост для истинного аса. Однако прост при соблюдении двух обязательных условий. Во-первых, требуется определенное количество тренировок, в ходе которых (как объясняли специалисты) постепенно увеличивается скорость, уменьшается высота и достигается абсолютное, доведенное до совершенства взаимодействие. Во-вторых, летчик должен иметь необходимое пространство для маневра. В случае если один из самолетов запаздывает, то для того чтобы избежать столкновения, пилоты вынуждены делать "бочку". Исполнение этой фигуры предполагает необходимую высоту, иначе самолет рискует врезаться во взлетную полосу. Насколько можно судить, пилоты-"козаки" блестяще (что, кстати, отмечал и Стрельников) исполняли своеобразный "псевдотаран" на высоте 200 и даже 100 метров. Однако (возможно, для повышения зрелищности) высота была снижена до 50 метров. Для того, чтобы в случае чего безболезненно "выкрутить бочку" в непосредственной близости от земли, авиаторы должны были довести упражнение до автоматизма, для начала - на более безопасной высоте. Ни для кого не является секретом, что участники авиационных шоу - те же цирковые артисты, репетирующие свои трюки годами. Собранные вместе незадолго до представления "козаки" только осваивались со своим новым амплуа. Безусловно высококлассные мастера, они были не трюкачами, а боевыми летчиками, за плечами которых были не только "горячие точки", но и месяцы, иногда годы вынужденного сидения на земле. Но они попробовали сделать невозможное. Надежда на успех зиждилась на гордости невостребованных профессионалов, пойманном кураже, а еще разделенной вере в командира и в его мечты о том, что от их удачи во многом зависит будущее Военно-воздушных сил.

13 августа 1996 года стал днем беды. Во время исполнения "псевдотарана" (пусть простят нас профессионалы за этот дилетантский термин) на высоте 50 метров двум самолетам не удалось достигнуть необходимой синхронности и с земли поступила команда делать "бочку". Одна из "элок", пилотируемая подполковниками Гульченко и Чичиковым, лишенная высоты, необходимой для сложного маневра, врезалась во взлетную полосу. У пилотов не было ни малейшего шанса:

Все полеты были моментально прекращены, у пилотов отобрали летные книжки, начались разбирательства и допросы. Однако, насколько можно судить, уже через несколько дней тренировки были возобновлены, на этот раз уже в Василькове. Места погибших товарищей заняли резервные пилоты. Через 11 дней после трагедии семерка "козаков" с блеском отработала свою программу над переполненной "Чайкой". Как утверждают очевидцы, среди прочих присутствовал и такой вызвавший восторг зрителей трюк: на высоте примерно 50 метров два самолета стремительно сошлись в одной точке и когда столкновение казалось неизбежным, столь же стремительно разошлись. Сделав крыльями своеобразный поклон. Поклон погибшим друзьям.

Вскоре после этого пилотная группа распалась. Восхищение высоких мужей мастерством летчиков длилось недолго и никак не отразилось на судьбе отечественных ВВС. К сожалению, нам не хватило времени и возможностей достоверно узнать, чем закончилось возбужденное прокуратурой "дело 13 августа". Нам не известно, фигурировали ли в процессе разбирательства фамилии генерала Стрельникова, генерала Фурсы и полковника Третьякова. Дело в том, что первый (как утверждают некоторые источники) в тот момент командовал 5-м авиакорпусом, а второй - был его заместителем по боевой части. А группа "Укра?нськ? козаки" была придана именно этому соединению. Согласно имеющимся, непроверенным, сведениям, непосредственными виновниками трагедии были признаны погибшие летчики. Их коллеги разбрелись кто куда. Многие из них уже не летают. Но плачевная судьба ВВС для них, "земных", остается непреходящей болью. Которую львовские события только усилили.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 5 августа 2002 года | Дайджест публикаций за 5 августа 2002 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Зеркало Недели». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МиГ-29 (в процессе тестирования)