О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В поисках виновных

Не успели еще остыть обломки сгоревшего в Чечне вертолета Ми-26, а общественность осознать глубину самой крупной катастрофы в новейшей истории российской армейской авиации, которую уже окрестили "Вторым Курском", как уже приняты меры и срочно найден виновный.

В первые же часы после своего прибытия на главную базу федеральных войск в Ханкалу министр обороны Сергей Иванов принял крупное кадровое решение - от должности отстранен начальник армейской авиации ВС РФ генерал-полковник Виталий Павлов. Как пояснил министр, "командующего армейской авиацией Вооруженных сил генерал-полковника Виталия Павлова до окончания следствия я от исполнения своих обязанностей отстранил, потому что нарушения служебных инструкций и приказов, которые, подчеркиваю, не имеют отношения к гибели этого вертолета, уже мною обнаружены".

По одной из версий, озвученной представителями Минобороны, военно-транспортные вертолеты Ми-26, аналогичные потерпевшему катастрофу в Чечне 19 августа, уже в течение пяти лет запрещено использовать для перевозки пассажиров. В приказе министра обороны РФ N 225, который был подписан еще в июне 1997 г., говорится: "Перевозка пассажиров разрешается только на воздушных судах, оборудованных посадочными местами для пассажиров. Количество пассажиров не должно превышать количества оборудованных посадочных мест... Перевозка пассажиров на вертолетах Ми-6, Ми-14, Ми-26 и Ка-27, за исключением сопровождающих груз, запрещается". Видимо, нарушение именно этого приказа имел в виду министр. Тут же на совещании руководящего состава штаба Объединенной группировки войск в Ханкале с целью исключения неоправданной гибели военнослужащих была разработана новая схема "персональной ответственности командования за любые перемещения военнослужащих более 20 человек". При этом было подчеркнуто, что эта схема разрабатывалась "без относительно версий" катастрофы Ми-26 в Чечне и речь идет о "любых перемещениях".

Между тем за туманно-расплывчатыми фразами Сергея Иванова совершенно неясны ни степень вины, ни какие конкретно инструкции и приказы нарушил лично генерал-полковник Павлов, хотя, безусловно, и это не подвергается сомнению, виновные в катастрофе должны быть найдены и понести наказание, которое определит суд.

Что поражает в действиях и словах министра - поспешность и жесткость наказания. Если же рассматривать с правовой точки зрения его решение, то оно вызывает большие сомнения.

Согласно статье 50 Дисциплинарного устава (ДУ) Вооруженных сил РФ военнослужащие могут быть отстранены от исполнения служебных обязанностей "в крайних, не терпящих отлагательства случаях". В свою очередь, требования статьи 87 устава гласят о том, что "при определении вины и меры дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение виновного, а также продолжительность военной службы...". Там же, в статье 88, сказано, что принятию решения командиром - в данном случае министром обороны - "должно предшествовать разбирательство". А наложение взыскания должно производиться, "как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру стало известно о совершенном проступке".

Серьезные сомнения вызывают сроки наложения взыскания. Прошло менее суток со дня прибытия Иванова в Чечню, а уже было объявлено взыскание, а до окончания разбирательства еще длинная "дистанция".

Генерал-полковник Виталий Павлов не был ни организатором, ни непосредственным исполнителем операции по переброске личного состава. В Северо-Кавказском регионе два начальника - руководитель Регионального оперативного штаба и командующий группировкой, которые и несут персональную ответственность за все происходящее.

Если следовать логике решений министра, то за практически ежедневные боевые и не боевые потери среди личного состава подразделений и частей, находящихся в Чечне, необходимо снимать командиров всех степеней - от взвода до главкома вида Вооруженных сил или рода войск.

Например, ежедневно в Чечне гибнут саперы, и только за последнюю неделю совершено 19 подрывов техники, в том числе и, вероятно, по халатности саперов. Но никто не снял начальника инженерных войск Российской армии с должности.

Суммируя все вышесказанное, можно предположить, что в армии очень скоро не останется офицеров и просто некому будет командовать личным составом, так как их убыль уже приобрела масштабы катастрофы национального масштаба.

Заслуженного летчика, имеющего колоссальный боевой опыт и получившего звание Героя Советского Союза за проявленное мужество и героизм в одной из Пандшерских операций в Афганистане, публично отстранили от исполнения обязанностей, сокращена и его должность - армейская авиация изъята из Сухопутных войск и теперь растворится в Военно-воздушных силлах.

Война - это всегда риск, где рискуют все: от поварихи в солдатской столовой до самого боевого спецназовца Главного разведывательного управления Генштаба, практически еженедельно уходящего в поиск. Да, степень риска у них разная, но он есть у каждого - ежечасно и ежедневно. Просто об этом не принято говорить вслух, и те, кто находится в Чечне, не задумываются над этим. Иначе, надо просто бежать оттуда или можно сойти с ума.

Плохо, когда предаются забвению летные инструкции, написанные кровью людей, попавших до того в различного рода катастрофы. Есть от чего выйти из себя министру обороны - соответствующие должностные лица не следили за выполнением обязательных предписаний, что привело к гибели 118 пассажиров. Гнев справедливый, но стоило ли его направлять против весьма заслуженного военачальника, еще толком не разобравшись в ситуации. Впрочем, министр обороны всегда прав, это по определению....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка