О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Безопасность на заоблачной высоте

С 1 января по 1 августа этого года сотрудники службы авиационной безопасности аэропорта "Шереметьево" проверили багаж 3 594 307 пассажиров. 15 371 из них пытались пронести на борт самолета в общей сложности 10,8 кг взрывчатки, 81 единицу огнестрельного, 8 единиц газового, 21 единицу холодного оружия, 380 патронов, а также 19 307 колющих и режущих предметов. А ведь никакой вспышки терроризма или подготовки к годовщине 11 сентября не наблюдалось - security выполняли рутинную работу. И все же корреспонденты "Денег" решили выяснить, какие дополнительные меры безопасности были приняты в российских аэропортах после трагедии в Нью-Йорке.

Команда "воздух"

Министерство транспорта США с ноября прошлого года проводило негласную проверку готовности служб безопасности 32 крупнейших аэропортов к предотвращению новых терактов. Детективы под видом пассажиров пытались пронести на борт самолета огнестрельное и холодное оружие. Сотрудники служб безопасности аэропортов не смогли обнаружить у детективов ножи в 70% случаев, взрывчатку - в 60% и пистолеты - в 30%.

А на прошлой неделе поэкспериментировать в аэропортах США решили американские журналисты. Репортеры американской газеты Daily News по заданию редакции отправились в полет, имея в багаже холодное оружие и газовые баллончики. Репортеры вылетали из 12 аэропортов. Везде их багаж подвергался как ручному досмотру, так и просвечиванию рентгеном. Однако ни один запрещенный к провозу предмет у них не был изъят.

Замначальника департамента авиационной безопасности Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) Юрий Мосиев (кстати, он окончил в свое время академию авиационной безопасности Федеральной авиационной администрации США - FAA) считает, что главная беда служб авиационной безопасности США - люди. По его словам, security американских аэропортов нередко набираются из бывших полицейских или даже студентов, решивших подработать летом. Кадры же российских служб авиационной безопасности в основном состоят из экс-спецназовцев и сотрудников ФСБ.

В советских аэропортах по-настоящему о контроле багажа задумались 15 октября 1970 года. В этот день в СССР произошел первый случай угона самолета, летящего из Батуми в Краснодар: отец и сын Бразинскасы застрелили стюардессу Надежду Курченко, ранили двух пилотов и заставили экипаж сесть в Турции. Следующее громкое дело - захват 8 марта 1988 года самолета, следующего рейсом Иркутск-Курган-Ленинград, семьей Овечкиных, джазовым ансамблем "Семь Симеонов", которых пропустили на борт через депутатский зал без досмотра, в то время как оружие было спрятано в футлярах музыкальных инструментов.

После этих случаев в аэропортах появились интроскопы - рентгеновские аппараты, просвечивающие багаж и ручную кладь пассажиров, а также магнитные рамки и ручные металлодетекторы. Руководство аэропортов и авиакомпаний начало выделять средства на обеспечение авиационной безопасности.

Авиационную безопасность не надо путать с безопасностью полетов. Безопасность полетов - это все, что связано с поддержанием самолетов в исправном состоянии, с надежностью навигационной техники и слаженной работой авиадиспетчеров. А авиационная безопасность - это меры по предотвращению попадания на самолет террористов, оружия, взрывчатки и наркотиков. Осуществляются они силами специальных служб аэропортов.

Оружие на борту

Ежегодно в российских аэропортах изымается не менее двух сотен стволов, двух-трех пудов взрывчатки и множество колюще-режущих предметов - от армейских штык-ножей до дамских маникюрных ножниц. Число пассажиров, пытающихся пронести на борт запрещенные предметы - от вышеперечисленных до вполне безобидных пилок для ногтей - несколько десятков тысяч. Это, казалось бы, немного, если иметь в виду, что в прошлом году российские авиакомпании перевезли почти 25 млн пассажиров. Но если задуматься, работа security похожа на поиск иголки в стогу сена.

Один наш дотошный редактор даже поинтересовался, можно ли сдать в чемодане бомбу, а самому на борт не садиться и таким образом к взрыву самолета остаться непричастным?

Подобный случай едва не произошел в 1988 году в аэропорту "Домодедово", когда отставной офицер-сапер, который должен был лететь с женой на курорт, сдал в багаж чемодан с самодельным взрывным устройством, а сам вроде как заблудился в аэропорту и не сел в самолет. Однако стюарды обнаружили, что кто-то из сдавших багаж не сел в салон. Вылет задержали, чемодан нашли, бомбу обезвредили, а злоумышленника задержали.

Юрий Мосиев считает, что сдать бомбу в багаж, а самому остаться на земле - невозможно. Стюардессы пересчитывают пассажиров перед тем, как закрыть дверь самолета. А бригадир бортпроводников перед взлетом всегда находится в контакте со службой безопасности аэропорта, и рейс не будет отправлен, если кто-то из зарегистрированных пассажиров не явится на борт.

Руслан Фадеев, замгендиректора по авиационной безопасности аэропорта "Шереметьево":

Досматриваются не только пассажиры и багаж, но и экипажи. Проверке подлежат бортовые аптечки, бортпитание, товары duty free, предназначенные для продажи на борту. Шока после 11 сентября у нас не было - служба укомплектована профессионалами, многие из которых пришли из спецназа и ФСБ. Просто стали работать еще внимательнее.

На помощь людям направлены специально натренированные на поиск взрывчатки собаки. Прежде они появлялись в аэропорту после анонимных звонков о бомбе вместе с саперами. Но уже полгода, как "Аэрофлот" обзавелся собственным питомником из 20 живых миноискателей, и в "Шереметьево" используют их постоянно.

Господин Фадеев рассказал, что после 11 сентября в первом и бизнес-классе самолетов срочно изъяли металлические столовые приборы, заменив их на пластмассовые. Сейчас металлические тарелки вернули, но бортовой аварийный инструмент - ломики и топорики - убрали от посторонних глаз подальше.

С 1 августа в "Шереметьево" введена специальная маркировка багажа и средства контроля ее наличия перед погрузкой в самолет. Немаркированный багаж немедленно изымается. Кроме того, с февраля 2003 года запланирован поэтапный демонтаж старой и монтаж новой системы контроля пассажиров и багажа сначала в правом, а затем в левом крыле международного терминала. На прошлой неделе дирекция аэропорта определила участников тендера на разработку и реализацию проекта по модернизации системы авиабезопасности в аэропорту. Ими стали такие крупные компании, как немецкие Siemens и Hochtief, французская ADPi, бельгийская Fabricom, английская Gate Technologies и голландская NMA Eastern Europe (Van Der Lande industries/NKI Group). Победитель конкурса будет определен через два месяца. Стоимость новой системы авиационной безопасности в "Шереметьево" Руслан Фадеев оценил в $10-40 млн. Замена спецтехники вызвана желанием аэропорта соответствовать требованиям Международной организации гражданской авиации (ICAO) к авиационной безопасности.

В других крупных российских аэропортах принимают аналогичные меры.

Евгений Дьячков, гендиректор международного аэропорта "Сургут":

В нашем аэропорту и до терактов в США были очень строгие правила безопасности (сургутским аэропортом активно пользуется нефтяная элита.- "Деньги"). Например, мы первые в России установили комплекс оборудования, позволяющий осуществлять стопроцентный досмотр багажа и грузов. На эти цели наш учредитель - администрация Сургута - потратил около $1 млн. В ближайшее время мы за $5 тыс. купим новейшую модель специального анализатора, который обнаруживает взрывчатые вещества, недоступные для анализаторов прежних образцов. Кроме того, совместно с управлением ФСБ усилили контроль за сотрудниками, которые имеют доступ к лайнерам.

Владимир Масютин, заместитель гендиректора новосибирского аэропорта "Толмачево" по авиационной безопасности:

После 11 сентября правила досмотра были ужесточены. Раньше было больше лояльности. Сотрудники нашего аэропорта жалуются, что не могут передать с экипажем какие-нибудь посылки родственникам в другие города - это строжайше запрещено даже руководителям аэропорта. Летные экипажи также проверяются на наличие у них посторонних предметов. А осенью сдадим в эксплуатацию специальный контрольно-пропускной пункт. На нем будут досматриваться все люди и машины, въезжающие на взлетные полосы. Теперь даже спреи, вплоть до лака для волос, и все острые предметы до дамских пилочек в ручной клади провозить запрещено. Эти вещи можно оставлять в специальных камерах хранения аэропорта или отдавать экипажу, который перевезет их до места назначения и вернет.

Под колпаком ICAO

Руководство ICAO еще два года назад предлагало ввести стопроцентный контроль багажа и грузов в аэропортах. Но принятие такого решения возможно лишь в результате консенсуса всех стран-членов ICAO, который достигнут не был. Выяснилось, что во многих аэропортах мира к этому не готовы, и тотальный контроль затрагивает только 70-72% поклажи. Однако после 11 сентября к проблеме решили вернуться, и в 2003 году ICAO собирается ввести стопроцентный контроль повсеместно. В будущем году ICAO совместно с чиновниками ГСГА проведут проверку крупнейших российских аэропортов на предмет принятия соответствующих мер. ГСГА уже выпустила распоряжение о введении стопроцентного контроля.

Владимир Поляков, гендиректор международного аэропорта "Рощино" (Тюмень):

За последний год по требованию ГСГА было установлено оборудование для стопроцентного досмотра грузов и почты - интроскоп, который обошелся в $100 тыс. 30 августа ввели в эксплуатацию центральный контрольно-пропускной пункт для входа в режимную зону сотрудников аэропорта и работающих здесь авиакомпаний. Там осуществляется досмотр всего обслуживающего персонала, аналогичный досмотру пассажиров.

Петр Трубаев, гендиректор ОАО "Международный аэропорт Казань":

Полный досмотр багажа в аэропорту введен с 1 июля этого года. Не только выходы на посадку для пассажиров внутренних и международных линий, но и VIP-залы оборудованы полными комплектами досмотрового оборудования, включающими рентгенотелевизионный интроскоп, стационарный металлодетектор и ручной металлоискатель. Воздушные суда при подготовке к вылету также досматриваются специальными инспекторами.

Однако испытать проверяющих можно и по-другому. Один пилот предложил корреспонденту "Денег" рассмотреть такую ситуацию. Пассажир перед взлетом передает стюардессе свой мобильный телефон: "Извините, мне кто-то позвонил и просит, чтобы трубку взял командир". Стюардесса относит мобильник командиру корабля, и тот слышит: "Твоя семья у нас в заложниках. Так что полетишь в такой-то город. Учти, мы следим за отправлением рейса. Так что без фокусов, а то больше не увидишь ни жены, ни детей!" - и в трубке раздались короткие гудки.

Правда, пилот сказал, что таких случаев еще не было, но ситуация из тех, которые можно отнести к числу вполне возможных. Пришлось попросить подсказку у Юрия Мосиева, который отреагировал мгновенно: "Командир мог, например, сказать, что ему неизвестно, состоится ли вылет вообще: мол, на борту самолета обнаружены неполадки, и время старта откладывается. И тут же сообщить об инциденте сотрудникам авиационной безопасности аэропорта и спецслужбам".

Словом, тем, кто отвечает за авиационную безопасность, хватит и сообразительности, и сноровки. Не хватает только денег.

Экономика безопасности

Петр Трубаев:

Для совершенствования системы обеспечения безопасности необходимы значительные капвложения - в основном для закупки оборудования и замены отработанных элементов системы досмотра. Финансовое положение предприятий обеспечивает лишь возможность обслуживания и ремонта оборудования. Например, ремонт только одного рентгенотелевизионного интроскопа обходится в $10 тыс. С 2003 года предусмотрена реконструкция аэропорта Казань, в том числе и всех элементов обеспечения авиационной безопасности с использованием самых современных технологий. Для этого необходима программа государственного финансирования. Но средств на обеспечение безопасности полетов на федеральном уровне после 11 сентября 2001 года не выделялось.

Похоже, что на помощь государства в аэропортах не надеются.

Владимир Поляков:

Совершенствование средств досмотра в "Рощино" обошлось нам примерно в 4 млн рублей из собственного бюджета. В следующем году мы будем обновлять оборудование, необходимое для усиления контроля безопасности пассажиров. На это потребуется около 100 млн рублей. Но денег от государства мы не получаем. Правда, нужную сумму нам обещали выделить из бюджета Тюменской области.

Юрий Мосиев:

По нашим подсчетам, только на модернизацию систем обеспечения авиационной безопасности необходимо $200 млн (6,2 млрд рублей). Но таких денег нет. Мы не раз обращались в правительство с просьбой о финансовой поддержке аэропортов, но Минфин их отвергал. Правда, сейчас в рамках федеральной программы модернизации транспортной системы мы пробили строку расходов на аэропорты, но в этом году выделено только 60 млн рублей.

Виктор Черников, заместитель гендиректора российской ассоциации "Аэропорт" по финансам:

Сегодня доходы аэропортов распределяются так: на зарплату идет 50%, на текущие расходы - 22%, на поддержание инфраструктуры - 10%, и на авиационную безопасность - 18%. В прошлом году суммарные доходы наших воздушных гаваней составили 13,73 млрд рублей, расходы - 12,4 млрд рублей, а чистая прибыль - 1,33 млрд рублей. Инвестиции в развитие аэропортов в прошлом году составили 3,511 млрд рублей. Причем федеральный центр обеспечил лишь 5,8% притока этих средств. Субъекты федерации обеспечили 17% инвестирования, а остальные 72% пришлись на долю самих аэропортов.

Таким образом, если даже аэропорты потратят все имеющиеся средства только на авиационную безопасность, в сумме выйдет 4,841 млрд рублей. А нужно 6,2 млрд рублей.

Наиболее безопасные авиакомпании

Место в рейтинге Наименование Коэффициент безопасности Общий коэффициент
1 KLM Royal Dutch 0,948 9,11
2 British Airways 0,946 9,10
3 Sabena 0,942 9,08
4 Lufthansa 0,945 9,07
5 Air Canada 0,939 9
6 Delta Air Lines 0,962 8,
7 All Nippon Airways 0,927 8,95
8 Swissair 0,908 8,79
9 United 0,924 8,79
10 Air New Zealand 0,935 8,76
11 Finnair 0,950 8,74
12 American Airlines 0,913 8,71
13 Qantas Airways 0,908 8,63
14 Horizon Air (США) 0,963 8,24
15 Japan Airlines 0,930 8,19
16 Ansett Australia 0,95 8,02
17 Kuwait Airways 0,901 7,66
18 Singapore Airlines 0,793 7,55
19 Alaska Airlines 0,905 7,52
20 Thai Airways International 0,804 6,95
...
29 "Аэрофлот-Российские авиалинии" 0,796 5,83
Источник - FlightSafe Consultants Limited.


При составлении рейтинга использовалась методика учета соотношения числа полетов и количества произошедших на них инцидентов (в том числе неполадки техники). Отсутствие инцидентов (100-процентная безопасность) принималось за единицу. Например, коэффициент безопасности 0,948 означает, что 94,8% полетов прошло без происшествий.

Общий коэффициент выставлялся путем опроса экспертов FSCL, которые должны были выставить оценку компании по 10-балльной системе. Помимо коэффициента безопасности учитывались состояние авиапарка и доля в нем новых лайнеров, регулярность полетов и отклики пассажиров. Число полученных баллов, выставленных каждой компании, делилось на число экспертов. Всего ранжировалось 44 крупнейшие авиакомпании....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Деньги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка