О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Манна не падает с неба

Количество происшествий и катастроф с самолетами увеличивается. В августе и сентябре не было ни одной недели без авиакатастроф. В большинстве случаев гибли люди, и сразу вставали вопросы: кто оплатит ущерб, почему суммы возмещений за гибель людей и техники смехотворно малы? Что происходит в этом секторе страхования, когда компании смогут обеспечить надежную защиту техники и пассажиров? Об этом рассказывают сами участники рынка.

- Авиакатастрофы не только сопряжены почти со стопроцентной смертностью, за них приходится выплачивать огромные, порой разорительные для страховых компаний суммы, - говорит Илья Кабачник, исполнительный директор страховой компании "Авикос". - В миллиарды долларов вылился теракт 11 сентября в Америке. На аварию с башкирским самолетом с детьми зарезервировано $45 млн.

- Основные риски определяются из стоимости самого воздушного судна и потерь на выплаты пассажирам, - продолжает Илья Кабачник. - Например, Ту-154 обходится страховщикам в $5 млн, Ил-86 - $15-40 млн, заграничные машины - $20-60 млн, тяжелые самолеты - до $100 млн. Что касается выплат пассажирам, то они зависят от судебных решений и стран, в которых иски рассматриваются. В США на погибшего пассажира принято выплачивать $2-4 млн, в Европе - до $1 млн. Россия платит не более $20 000, но и этот размер выплат нашим страховщикам непросто обеспечить.

- При страховании ответственности при полетах по России страховые суммы невелики, - подтверждает Наталья Жарикова, главный специалист фирмы авиационно-космического страхования компании "РОСНО". - Они определены воздушным кодексом. Лимит ответственности перед третьими лицами по самолету Ту-134, например, составляет всего 9,6 млн руб., и выплаты всем пострадавшим, за исключением пассажиров, не превысят этой суммы. А сами российские авиакомпании стараются страховать свои воздушные судна по балансовой стоимости, которая обычно много ниже рыночной.

- Российские страховщики не несут крупных потерь благодаря системе перестрахования, - объясняет ситуацию Наталья Жарикова. - Основное бремя выплат ложится на плечи мощных перестраховочных компаний европейского и американского рынков.

После трагедии 11 сентября многие страховщики оказались на грани банкротства. И все же западные страхователи даже в такой ситуации не сомневаются, что получат все причитающееся им возмещение. А российские страховщики не в состоянии выплачивать компенсации за ущерб по общемировым нормам, поскольку Воздушный кодекс России определяет собственные, внутрироссийские нормативы.

- Если же авиакомпания совершает перелеты за рубеж, - говорит Александр Трифонов, - то ее ответственность регламентируется Варшавской конвенцией и приложениями к ней. В этом случае перевозчик обязан страховать свою ответственность в строгом соответствии с общемировыми нормами.

- Главная проблема, с которой сталкивается пострадавший при выплате, это расчет понесенного им ущерба, - объясняет Наталья Жарикова. - На основе действующего российского законодательства при определении суммы компенсации пострадавшим пассажирам или их родственникам основным параметром расчета остается официальный заработок человека, получившего травмы или погибшего в результате происшествия. А как известно, в России немногие получают зарплату по "белой" схеме. Отсюда и несопоставимо малые выплаты по сравнению с зарубежными государствами.

Какие рейсы - чартерные или регулярные - более опасны? Собеседники "Известий" единодушно отметили, что большую опасность сегодня представляют все-таки чартерные перевозки. Говоря о том, кто должен обеспечивать пассажиров страховкой - сам пассажир или обслуживающая его компания, президент страховой компании "Авикос" Николай Устименко заметил:

- Страховать свою деятельность должны авиационные линии, как это делается во всем мире. У нас же нет культуры страхования при перевозках людей не только по воздуху, но и морем, по железным дорогам, автобусами и такси. Предпочитают не страховаться и сами пассажиры.

- Базовую страховку на минимальную сумму по международным стандартам должна осуществлять авиакомпания, - говорит и Наталья Жарикова. - Если же пассажир считает, что этой суммы недостаточно, он имеет право застраховаться дополнительно. В России же реальность такова: для того чтобы гарантировать себе и своим близким нормальную выплату, сам пассажир должен застраховаться от несчастного случая на ту сумму, которая кажется ему уместной.

- Российский рынок авиастрахования напрямую зависит от западного, - говорит Наталья Жарикова, - так что тарифы на нем уже выросли и скорее всего будут продолжать расти. Однако некоторые компании в этих условиях идут на демпинг, стараясь завоевать большую долю рынка, а это может привести к ухудшению репутации российских страховщиков на западном перестраховочном рынке, что, в свою очередь, осложнит работу всех страховых компаний....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка