Опубликовано: 10.10.2002, 17:24
 

Губит винтокрыл не старость, всему виной прецессия


Если внимательнее присмотреться к авариям и катастрофам вертолетов, то оказывается, что не техника является причиной всех наших (и не наших) вертолетных бед, как об этом шумят вертолетные паникеры, а прецессия.

Любой отказ или повреждение, пусть самый серьезный, например, отказ двигателя, не должен приводить к столь страшным последствиям. Посадка с одним двигателем - обычное упражнение, которое в ходе учебно-тренировочной подготовки регулярно выполняют все вертолетчики. А в жизни вдруг все становится наоборот, и отказ двигателя становится непреодолимым препятствием. На самом же деле, любой отказ - лишь прелюдия, которая происходит настолько неожиданно, что командир экипажа дергает за органы управления и сам себе отрубает хвостовую балку. Отказ техники, встреча с препятствием, энергичное маневрирование приводят к увеличению угловых скоростей плоскости вращения несущего винта и фюзеляжа, и тут вступает в дело такое явление, как прецессия, которая не щадит ни милевские, ни камовские вертолеты. В результате, на одновинтовых вертолетах несущий винт либо ударяет по кабине вертолета или по хвостовой балке, либо заваливается в бок, лишая вертолет подъемной силы. В случае соосной схемы - соударение лопастей. Последствия во всех случаях самые трагические. Настораживает, что незнание или нежелание знать такое явление, как прецессия, стали причиной катастроф достаточно опытных пилотов.

"Кровавый" след прецессии впечатляет. Катастрофа Ка-50 в Торжке - погиб начальник центра подготовки армейской авиации. В Красноярске причиной гибели губернатора Александра Лебедя стали не провода, а резкое маневрирование, когда экипаж вдруг увидел провода. Раньше в том же Красноярске во время показательных полетов на глазах Лебедя и Шойгу произошла катастрофа вертолета МЧС. И опять высокая угловая скорость вращения по крену стала причиной прецессионного движения НВ вперед, что лишило вертолет подъемной силы. Недавно под Санкт-Петербургом вертолет Ми-8 компании "Взлет" после отказа двигателя отрубил себе хвостовую балку. Аналогичные случаи происходили в Афганистане, а теперь происходят в Чечне. И везде причиной гибели людей и вертолетов стала прецессия. Практически все громкие катастрофы вертолетов, так или иначе, связаны с прецессией.

Что же за дьявол такой - эта прецессия? Представьте, что в ваших руках вращается игрушечный несущий винт, попробуйте, резко изменить плоскость вращения влево или вправо и почувствуете, что винт словно, продолжая полученный импульс, стремится повернуть ось вращения вперед или назад - сопротивляется.

Впервые об этом явлении заговорил шеф-пилот ВНТК "Камов", заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Николай Бездетнов, к сожалению, никто не прислушался. Николай Павлович обратил внимание на прецессию, когда приступил к испытаниям "Черной Акулы" и увидел, как сближаются лопасти. Нужно было найти ответ. И он нашел его. Математический склад ума и умение соединить природные явления с законами физики позволил найти простое и ясное обоснование. Николай Бездетнов пишет статьи, обращается с официальными запросами в соответствующие инстанции, однако в ответ - молчание.

Молчание легко объяснимо. Одни, назовем их условно "отличниками", отрицают наличие прецессии, потому, что этого нет в учебниках, поэтому этого быть не может. Здесь нужно оговориться, что ни у Н. И. Камова, ни у М. Л. Миля нет ничего о прецессии, и не могло ничего быть. Они лишь только подошли к разгадке столь непростого явления. Другие исторические условия, другие вертолеты. Первые вертолеты не обладали такими угловыми скоростями вращения. Наши "вертолетные родители" не успели, оставили нам.

Другим - "начальникам", нужно признать, что они ошибались. Ошибались НИРы и математические модели, которые рисовали графики достаточных расстояний между лопастями НВ. А лопасти сходились и сходились и даже соударялись. Вместо того, чтобы разобраться, все силы были брошены на то, чтобы в течение длительного времени скрывать, а теперь в этом нужно признаваться, а это ой как не просто сделать.

Что касается высоких комиссий, расследующих очередную трагедию, они столь высоки, что не могут дойти до сути явления по определению. Природа вещь упрямая, ее нельзя ни обмануть, ни обойти, единственный путь - это, как можно скорее, разобраться с сутью происходящего и найти способы и методы преодоления. Лишь понимание сущности и причин явления наряду с отстаиванием общечеловеческих истин может защитить вертолетчиков и вертолеты от прецессии.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 10 октября 2002 года | Дайджест публикаций за 10 октября 2002 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Воздушный транспорт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ка-50, Камов, Импульс (в процессе тестирования)