О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Мигулята"

"Здесь авиаторы готовятся летать , сверхзвуковые самолеты создавать",- такие строчки есть в гимне московской школы. N 698

Эта школа - необычная. Даже в справочнике МГТС номер ее телефона помещен в разделе "Авиация", наряду с номерами РСК "МиГ", ОАО им. Туполева... Авиационная история обычной московской десятилетки началась в середине 80-х годов прошлого века, когда в СССР в рамках реформы среднего образования началось создание "профессиональных" школ, работающих по схеме "школа - вуз". Профиль 698-й долго выбирать не пришлось: прямо за школьным забором - корпуса знаменитого "МиГа", в микрорайоне школы - дома, где живут работники этого предприятия, рядом - аэровокзал, здание тогдашнего Министерства гражданской авиации СССР, недалеко и знаменитая Ходынка. Да и весь район "дышит" авиацией: здесь и метро "Аэропорт", и улицы имени летчиков Нестерова и Коккинаки, и памятник Н. Е. Жуковскому, и музей авиации и космонавтики...

Концепцию новой школы создавал весь педагогический коллектив во главе с директором Галиной Борисовной Маликовой. Галина Борисовна и поныне директор, а 698-я за прошедшие четверть века стала настоящей кузницей прекрасно подготовленных абитуриентов для авиационных вузов.

Уже в вестибюле школы вы понимаете - авиацией здесь интересуются всерьез. Большие стенды рассказывают о выдающихся российских конструкторах самолетов, работе РСК "МиГ", АООТ "Сухого", авиастроителей фирмы "Ильюшин", конструкторов Опытно-конструкторского бюро им. А. С. Яковлева, о Московском государственном техническом университете им. К. Э. Циолковского (МАТИ). Даже оформление стен выполнено с использованием авиационных и космических мотивов.

Но, конечно, не это главное, хотя и воздействие подобной "ауры" на впервые приходящих в школу ребятишек не стоит преуменьшать. Школа сильна своими крепкими связями с теми, кто конструирует и строит отечественные самолеты. Работу по системе "школа - вуз" педагоги школы начинали совместно с МАТИ, в частности, с кафедрой прикладной механики, математики и информатики. Огромный вклад внес доктор технических наук, профессор МАТИ Валерий Витальевич Васильев. Сейчас очень тесно сотрудничает со школой кафедра "Механика и оптимизация композиционных процессов и конструкций" во главе с профессором, доктором технических наук, заслуженным деятелем науки и техники России Владимиром Александровичем Бунаковым.

Шефство столь наукоемких, теоретического уклона кафедр (это близко к уровню мехмата МГУ) обусловило необходимость поставить преподавание школьных математики и физики на очень серьезную основу. В лицейских 10-11-х классах математику ведут директор школы, учитель высшей категории Галина Борисовна Маликова, Татьяна Александровна Борисова (сама выпускница 698-й школы) и Ольга Валентиновна Анпилогова. В подготовительных к лицейским 8-9-х классах физику преподает заместитель директора по учебно-методической работе Елена Николаевна Нейфельд.

Примечательно, что понимание того, как важно для будущих авиаконструкторов и авиастроителей уже в школе получить глубокую подготовку по математике и физике, приводит некоторых выпускников к желанию заниматься педагогической работой. Ярослав Валерьевич Пуздырев, закончив МГУ, вернулся в родную школу, сейчас, одновременно с учебой в аспирантуре, преподает ребятам физику. По стопам своего учителя идет и первокурсник физфака МГУ Илья Лукьянов - он тоже ведет в своей школе несколько уроков.

А преподавание специальных дисциплин в лицейских классах осуществляют представители фирмы "Ильюшин" Владимир Иванович Ткаченко и Евгений Михайлович Кривошеев, специалисты из "МиГа", "Сухого", преподаватели МАТИ.

- Суббота у нас - авиационный день, - говорит заместитель директора по лицейским классам, кандидат технических наук В. И. Ткаченко. - В расписании уроков значатся "Основы авиатехники", "Основы авиаконструирования", "Технология производства авиаконструкций", "Техническое творчество". Предметы факультативные, но посмотрите, с каким увлечением ребята занимаются! Ведь именно из-за них некоторые наши ученики ездят в школу не только из других округов Москвы, но даже из Подмосковья - Лобни, Пушкино. Они выбрали авиацию делом своей жизни и не отступают перед первыми трудностями на этом пути.

Лицеисты не только изучают специальные предметы. По разработанным планам они проходят технологическую практику (как правило, на РСК "МиГ") с привлечением мастеров, технологов, инженерно-технических работников предприятия. Цель подобной практики - сформировать у ребят целостную картину авиастроительного производства от конструирования, изготовления отдельных деталей до окончательной сборки самолета.

Школьники и сами занимаются техническим творчеством. Причем, в отличие от обычных кружков авиамоделизма, здесь царит строго научный подход. Ребята изучают аэродинамику полета летательного аппарата от взлета до посадки, изготавливают чертежи трех видов. А затем проходит защита проектов. Так что при изготовлении моделей юный конструктор демонстрирует все свои знания и навыки, полученные на уроках. Наиболее удачные работы учащихся школы представляются на Гагаринских чтениях, ежегодно проходящих в МАТИ. Их авторы, как правило, добиваются прекрасных результатов в профессиональной деятельности. Например, участник Гагаринских чтений Михаил Волин после окончания школы и МАТИ поступил в аспирантуру, по результатам своей научной работы делал доклад на международной конференции, проходившей в Париже.

Вся учеба лицеистов нацелена на ее дальнейшее продолжение. Они поступают в авиационные вузы столицы, главным образом в МАТИ. Некоторые продолжают образование в МГУ, МВТУ им. Баумана. Главное - в вуз поступают практически все. Это - лучшее доказательство высокой эффективности учебного процесса в школе. Конечно, добиться этого непросто. Уже перед поступлением в пролицейские (8-е и 9-е) классы ребята, желающие в них учиться, проходят тестирование с привлечением психолога, получают рекомендации по профориентации. Но даже при наличии способностей и желания не всем удается успешно овладевать лицейской программой - она очень напряженная. Отсев неизбежен, но лучше, если он будет происходить в школе, а не в институте - моральные и материальные издержки неизмеримо ниже.

А вот в вузе среди выпускников школы N 698 отсева нет. Играет роль ранняя и углубленная профессиональная ориентация, знакомство с вузовским учебным процессом. У одиннадцатиклассников один раз в неделю занятия проходят в МАТИ. Ребята выполняют курсовую работу, как настоящие студенты. Уже с девятого класса они изучают основы теоретической механики, так что гроза студентов - сопромат им не страшен.

Хотя вступительные экзамены в МГТУ им. Циолковского проходят в стенах школы, они отнюдь не менее строгие. В нынешнем году, например, серебряный медалист Иван Хромов, сдав обязательный экзамен, проходил собеседование по авиационным предметам, так что ни о какой поблажке отличникам нет и речи. Вообще, в 2002 году МАТИ получил из 698-й школы отличную команду - из 19 выпускников 15 стали его студентами. А выпускники предыдущих лет, в том числе серебряная медалистка 2000 года Татьяна Митрушкина и многие другие, учатся так успешно, что из МАТИ в адрес школы было направлено письмо с благодарностью за отличную подготовку ее выпускников, а ныне студентов института.

Для питомцев "авиационной" школы самолет - это не "самолетик", об устройстве которого имеется лишь смутное представление. Они уверенно ориентируются в мире летательных аппаратов, знают и любят быстрокрылые машины, осознанно хотят внести свой вклад в развитие отечественной авиации. Наставники ребят справедливо считают, что в мир авиационной техники нужно окунаться как можно раньше - также, как в мир музыки, театра, живописи. Надо, чтобы на пороге взрослой жизни молодой человек уже находился в атмосфере выбранной им профессии, говоря образно - дышал ее воздухом. Только в этом случае работа всегда будет для него актом творчества, радостью.

Надо отметить, что раннему формированию профессиональных интересов способствует и то, что у очень многих школьников родители работают в авиационной промышленности. В день 8 Марта от имени школы посылались поздравления мамам учащихся 8-11-х классов. Так вот, только в РСК "МиГ" работают 25 мам! Так что в 698-й учатся в прямом смысле "МиГулята". Есть и целые династии. Стоит ли удивляться, что лицеист Сережа Драч решил стать авиаконструктором: его отец Дмитрий Калистратович - главный конструктор ОАО "Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева".

Многие ведущие авиационные предприятия Москвы в той или иной степени являются спонсорами 698-й школы. Соседний РСК "МиГ", конечно, основной. Как и полагается спонсорам, помогают в оборудовании компьютерного класса, спортивного и тренажерного залов. От других же отличаются тем, что самым серьезным образом заинтересованы в подготовке своих будущих кадров.По четвергам в школе проходят совещания координационного совета на уровне директоров и заместителей директоров предприятий и института. Круг вопросов самый широкий; от текущих дел и технологической практики школьников до трудоустройства (гарантированного) молодых специалистов.

... Во всех школах в эти осенние деньки привыкают к своему второму дому первоклашки. У них - первые буквы, первые цифры. А в 698-й - еще и первые самолеты. И среди этой малышни - тот, кто году этак в 2033-м будет (вне всякого сомнения!) Генеральным конструктором фантастически прекрасного, совершенного самолета будущего!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Воздушный транспорт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка