О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Сухой" обошел "Рособоронэкспорт"

Авиационный военно-промышленный комплекс (АВПК) "Сухой" получил лицензию на право ведения самостоятельной внешнеэкономической деятельности. Действие лицензии распространяется на организацию сервисного обслуживания и поставку запчастей к проданным за рубеж истребителям марки "Су".

До сих пор контракты на обслуживание и поставку запчастей к самолетам марки "Су" заключал с иностранными заказчиками госпосредник по военно-техническому сотрудничеству "Рособоронэкспорта". Он же подписывал договоры на поставку запчастей и сервисное обслуживание техники с серийными Новосибирским, Комсомольским-на-Амуре и Иркутским авиазаводами (входят в АВПК "Сухой"), а также с другими производителями систем и оборудования для самолетов (двигатели, авионика, наземное оборудование и др.).

Все время существования этой системы предприятия, входящие в АВПК "Сухой", да и сам холдинг добивались от правительства права на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность. Это давало возможность существенно ускорить сроки поставок запчастей и процедуру согласования документации, а также не платить "Рособоронэкспорту" комиссионные в размере 3-5% от суммы сделки. Для АВПК "Сухой" получение лицензии позволяло выполнить одну из основных целей, ради которой и затевался комплекс, - аккумулирование средств для создания новой (в частности, самолета "пятого поколения") и модернизации уже существующей техники.

Рынок, за который боролись стороны, оценить довольно сложно. Если исходить из количества поставленной в разные годы в страны ближнего и дальнего зарубежья техники, то это около 2,1 тыс. самолетов. В то же время еще предстоит выяснить, сколько из них на "крыле", а сколько списано и разобрано на запчасти. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и объем "серого" рынка сервисных услуг, объем которого составляет десятки миллиардов долларов. Тем не менее известно, что техническое обслуживание одного самолета в течение всего жизненного цикла обходится в 60-70% от его первоначальной стоимости. Так что в любом случае речь идет о сотнях миллионов долларов.

Как сообщили "Газете" источники КнААПО, первоначально предполагалось, что лицензию помимо АВПК "Сухой" получат еще Комсомольский и Новосибирский авиазаводы. Однако в последний момент в кремлевской администрации серийные заводы выключили из числа претендентов. Теперь в КнААПО говорят, что вместо госпосредника в лице "Рособоронэкспорта" получили АВПК "Сухой". На предприятии опасаются, что руководство холдинга увеличит ставку комиссионных по заключенным контрактам. При этом, по словам собеседника "Газеты", "мы согласимся с таким решением в том случае, когда будет создана Авиационная холдинговая компания "Сухой" и появится кодекс делового поведения внутри компании".

Впрочем, в руководстве АВПК "Сухой" эти опасения считают некорректными и утверждают, что величина комиссионных будет в рамках тех же 3-5%.

Между тем, как утверждают эксперты, Михаилу Погосяну, главе АВПК "Сухой", рано праздновать победу. По их словам, при заключении сделок "Рособоронэкспорт" все-таки давал госгарантии, что контракт будет выполнен. Учитывая же, что руководство АВПК "Сухой" с 1996 года постоянно конфликтует с входящими в холдинг предприятиями, зарубежные партнеры, вероятно, побоятся иметь дело с нестабильной организацией. Плюс ко всему на самых емких для АВПК "Сухой" рынках в Китае и Индии, куда последние 10 лет шли основные поставки, в ближайшие годы развернут лицензионное производство Су-30, и эти страны будут стремиться к самостоятельному обслуживанию техники....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка