О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Снижая затраты, наращиваем производство

ОАО "УМПО" в течение ряда лет оно переживало огромные трудности, как и все предприятия работавшие ранее на оборону. Во второй половине девяностых годов здесь начались постепенные позитивные перемены. Сохраняются ли они в нынешнем году? Как объединение выглядит на фоне других предприятий? На эти и другие вопросы корреспондента газеты отвечает генеральный директор ОАО "УМПО" В. Лесунов.

- По данным известных российских рейтинговых агентств, проводивших исследования по итогам работы в 2001 году, мы занимаем по объему реализации 72-е место, по капитализации - 86-е. Среди предприятий, имеющих наибольший вес в экономике России, - 36-е место. А среди предприятий-экспортеров вооружений - 11-е - 12-е места.

В 2000 -2002 годах объединение получило 12 российских выставочных и конкурсных наград, в том числе дважды удостоено звания лауреата премии "Российский национальный Олимп" в номинации "Промышленность. Производство". Вручение второй награды -"Российский национальный Олимп" - состоялось 5 ноября этого года в Москве, в Концертном зале "Россия".

-С чего началось восстановление устойчивости объединения?

-С серьезной поддержки государственной власти. Президент и правительство республики оказывают нам широкомасштабную помощь.

Нам неоднократно предоставлялась отсрочка платежей по недоимке в бюджет и внебюджетные фонды. Это позволило частично компенсировать недостаток оборотных средств, улучшить финансово-экономическое положение предприятия и увеличить темпы роста товарного выпуска. В соответствии с постановлениями правительства России и правительства Республики Башкортостан в 2001 году была реструктуризирована задолженность в бюджет и внебюджетные фонды, по пеням за просрочку платежей. Все это позволило стабилизировать финансовое состояние предприятия.

-Чтобы успешно работать в условиях рыночной экономики, надо постоянно быть впереди своих конкурентов. За счет чего вы этого достигаете?

-Мы постоянно расширяем номенклатуру выпускаемой продукции, снижаем уровень затрат, а значит, имеем возможность продавать продукцию по разумной цене, повышаем ее качество. И, соответственно, наращиваем объемы производства. В последние три года мы прирастаем на 20 - 25 процентов. Это в свою очередь позволяет и дальше снижать затраты.

-Валерий Павлович, на какие новые рынки удалось выйти объединению со своей продукцией в последнее время?

-Поскольку заказов со стороны российских ВВС нет, приходится делать ставку на экспорт.

Авиационные двигатели с нашей маркой стоят на вооружении ВВС 49 стран, а наши специалисты обеспечивают их гарантийное и послегарантийное обслуживание по всему миру. При нашем содействии на предприятиях пяти стран успешно освоено лицензионное производство нескольких модификаций двигателей. Спрос зарубежных заказчиков на наши авиационные двигатели и запасные части к ним устойчивый. Наше объединение - постоянный участник всех крупных международных авиационных салонов. Экспозиция предприятия вызывает неизменный интерес посетителей.

По результатам экспортных операций предприятие награждено дипломами "Лучший экспортер Республики Башкортостан" (в 2000-м и 2001 годах) и дипломом "Лучший российский экспортер" (2002 год).

Сегодня мы имеем подписанных контрактов на поставку продукции военно-технического назначения столько, сколько достаточно на полный объем нынешнего года. Сформирован пакет заказов, обеспечивающих загрузку предприятия до 2005 года.

-Известно, как непросто отдельному предприятию выйти на международные рынки, особенно на рынок экспорта военной продукции.

-Действительно, рынок вооружений и военной техники чрезвычайно ограничен. "Оружейный Клондайк" уже давно разделен и застолблен традиционными поставщиками, не желающими поступиться своими доходами. Поэтому роль основного заказчика приняло на себя ФГУП "Рособоронэкспорт", которое не только выполняет роль посредника при поставках продукции военного назначения, но и занимается маркетинговым исследованием рынка вооружений и продвижением отечественной военной продукции на иностранные рынки, готовит контракты, обговаривает их условия, берет на себя обязательства перед иностранным партнером и предприятием-производителем по дальнейшему сопровождению продукции (организации обучения персонала, ремонта, сервиса и т. д.).

Считаю, решение, принятое Президентом России два года назад об объединении ФГУП "Промэкспорт" и ФГУП ГК "Росвооружение" в единое ФГУП "Рособоронэкспорт", сыграло положительную роль в развитии экспорта российских вооружений и военной техники. У нас поддерживаются хорошие взаимоотношения с новым руководством "Рособоронэкспорта", а генеральный директор А. Ю. Бельянинов побывал в нашей республике и в объединении и познакомился с нашим производством. Для оперативной связи с регионами в ФГУП "Рособоронэкспорт" создана сеть региональных представительств, в том числе и в нашей республике.

-Выросли в связи с этим объемы экспорта в последнее время?

-Заметно выросли. Прежде всего в Индию, где организуется лицензионное производство самолетов Су-30МКИ, в котором наше объединение участвует в качестве головного исполнителя по двигателям.

Под руководством ФГУП "Рособоронэкспорт" проделан огромный объем работ по решению технических и организационных вопросов лицензионной передачи. Особо следует отметить финансовую сторону наших взаимоотношений. Платежи за поставленную через "Рособоронэкспорт" продукцию поступают без задержки, в полном соответствии с условиями договоров, что благотворно влияет на финансовое положение объединения.

-Осваивается ли у вас производство авиационных двигателей нового поколения?

-Мы освоили и начали серийный выпуск модификации качественно новых двигателей, относящихся к поколению "четыре плюс". Объединение - пока единственный производитель подобного двигателя в серийном исполнении в мире. Изделие востребовано на рынке. В рамках межправительственного соглашения заключен контракт на его лицензионное производство, и объединение определено головным по этому направлению. Работы по данному контракту будут выполняться в течение ближайших 7 -10 лет. Кроме того, совместно с ОАО "НПО "Сатурн" мы изготавливаем узлы еще одного двигателя переходного поколения. Готовимся к производству многофункционального двигателя малой тяги.

Правительство РФ определило круг предприятий, задействованных в серийном производстве авиадвигателя пятого поколения. Наш коллектив в их числе.

-Отечественные самолеты не пускают во многие страны из-за несовершенных в экологическом плане двигателей. УМПО участвует в решении этой проблемы?

-Мы активно внедряемся и в рынок гражданской авиации. Совместно с родственными предприятиями, в том числе украинскими, освоили производство современных двигателей для гражданского среднемагистрального самолета Ту-334 и реактивной амфибии Бе-200. Эти самолеты проходят программу летных испытаний и скоро придут на замену устаревшему парку российских авиакомпаний. Они перспективны и способны составить достойную конкуренцию и на внешнем рынке.

-Многие авиационные и двигателестроительные фирмы стремятся ныне "спуститься на землю", объединение тоже давно пыталось это сделать. Что из этого вышло?

-Еще до начала кризиса, учитывая общий спад платежного спроса на военную продукцию, а также то, что в условиях конверсии дальнейшее развитие предприятия непосредственным образом связано с диверсификацией производства, мы сделали первые шаги по применению авиационных двигателей в наземной технике: а именно -в газоперекачивающих и энергетических установках.

В рамках Соглашения между правительством Республики Башкортостан и ОАО "Газпром" о взаимном сотрудничестве мы освоили на базе авиационного двигателя изготовление газотурбинного привода для установки на газоперекачивающие агрегаты. Правительство республики оказывало содействие в продвижении этой продукции на республиканский и российский рынки и решало вопросы финансирования ее производства. При содействии руководства Башкортостана заключили контракт с "Газпромом" на поставку газоперекачивающих агрегатов и приводных двигателей на ряд компрессорных станций.

Производство стационарных газотурбинных приводов в принципе перекликается с основной нашей тематикой. Двигатели сходны по конструкции. Это очень важно.

Сегодня объединение имеет значительные технические и конструктивные наработки в области производства газоперекачивающего и энергетического оборудования. И может предложить потенциальным заказчикам целую гамму продукции в различной компоновке, включая сдачу "под ключ" целых станций.

ОАО "Газпром" планирует до 2020 года для оснащения компрессорных станций на магистральных газопроводах и подземных хранилищах газа установить более 300 двигателей, производство которых мы начали совместно с ОАО "Мотор-Сич" (Запорожье). В прошлом году два таких двигателя были введены в строй в ООО "Баштрансгаз", на КС "Волхов" магистрального газопровода "Грязовец-Санкт-Петербург".

На базе модификации авиационного двигателя планируем делать и газотурбинные ТЭЦ мощностью от 16 до 20 мегаватт. КПД у таких станций значительно выше, чем у больших ТЭЦ, так как отсутствуют потери электроэнергии при передаче по проводам на большое расстояние. Подобные электростанции нужны не только в России. На них экспортный спрос: к ним проявляют интерес страны Ближнего Востока. Создание ГТЭ-18 в блочном комплектном исполнении позволяет осуществить поставку станции "под ключ" за 14 -16 месяцев с момента подписания контракта.

Рынок газоэнергетического оборудования стремительно расширяется, и в стоимостных показателях потенциал этой техники для объединения вскоре станет сравним с авиационным производством.

-Валерий Павлович, с давних пор УМПО было одним из активных производителей потребительских товаров. Интерес к ним не утрачен?

-Товары народного потребления всегда были и остаются в планах предприятия. Номенклатуру их постоянно расширяем. Организовано серийное производство современной мототехники и средств малой механизации. Наши мотоблоки пользуются хорошим спросом и удостоены Золотого Знака международной выставки-конкурса "Всероссийская Марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века", а снегоход "Рысь" в дополнение к Золотому Знаку получил еще и Платиновый - международной выставки "Берем с собой в III тысячелетие". Прибыль от этого направления пока невелика, главное-загружаем людей и мощности.

Ведется подготовка к серийному производству новых видов продукции: водного мотоцикла, который по своим техническим характеристикам практически не будет иметь конкурентов в России и СНГ, а также новой модификации снегохода "Рысь", оснащенной широкой гусеницей.

-Словом, коллектив объединения смотрит в будущее уверенно?

-Вполне....
Авторские права на данный материал принадлежат «Республика Башкортостан». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка