Опубликовано: 04.12.2002, 11:41
 

Родила собака в ночь от шакала умну дочь


С недавнего времени в аэропортах, откуда летают самолеты компании "Аэрофлот", можно увидеть удивительных животных. На первый взгляд они мало чем отличаются от привычной русскому глазу лайки. Однако более острая мордочка, несколько удлиненное туловище и, главное, непривычная для этого игривого зверька сосредоточенность обязательно намекнут на некую особенность и привлекут ваше внимание. А когда, поинтересовавшись у сотрудника аэропорта, вы узнаете, что это шакалособака - межвидовой гибрид оленегонного арктического шпица (лайки) и туркменского шакала, который, как ни стараются, не могут вывести генетики ни одной страны мира, - уверен, вы еще долго пробудете в компании этой умной "шабаки". Она охотно идет на контакт. У нее добрый нрав.

Гибель посольств, гостиниц, а вместе с ним и мирных граждан, захват заложников на Дубровке и минирование театра, другие трагические события последних лет развеяли последние сомнения в том, что значительное количество взрывчатых веществ (ВВ) можно доставить, казалось бы, в самые охраняемые места. Специалисты всего мира бьются над вопросами обеспечения безопасности, ищут эффективные способы борьбы с террористами, изобретая чуть ли ни ежегодно сверхсовременные детекторы. Однако до сих пор не могут похвастаться средствами, гарантирующими 100-процентную вероятность обнаружения опасного груза. Зная о таком положении дел, международные преступники не снижают объемы перевозок взрывчатых веществ на авиационных, водных и наземных транспортных трассах. Например, в 2000 году только на европейских авиалиниях было изъято, кроме 6,8 тысячи единиц оружия, 154 кг ВВ.

Как показывает статистика, основная часть взрывчатых веществ обнаружена с помощью специально обученных собак, так называемых био-детекторов.

В начале нынешнего года в Монреале прошла конференция на уровне министерств, курирующих гражданскую авиацию. В ходе ее работы представители Международной организации гражданской авиации (ИКАО) предложили выработать единую концепцию авиабезопасности. Примечательно, что специалисты сделали акцент на том, что доверять жизнь граждан можно лишь тем компаниям, которые имеют кинологическую службу безопасности: только собаки с их исключительными природными способностями могут уловить запах мельчайших частиц ВВ. В том числе, что особенно актуально сегодня, такой адской смеси, как пластид.

Для нашей страны проблема обеспечения авиационной безопасности - также одна из приоритетных. По предварительным данным, на модернизацию устаревшей спецтехники во всех отечественных аэропортах потребуется свыше 900 комплектов нового оборудования стоимостью около 70 млн. долларов США. Как рассказали в пресс-службе "Аэрофлота", затраты на подготовку собак, в том числе выведение новых пород, меньше на несколько порядков. Вдобавок к этому биодетекторы находят ВВ с точностью до 95 процентов. Спецтехника до таких показателей пока не дотягивает.

Кинологические службы существуют сегодня практически во всех крупных авиакомпаниях. "Бум" на природных нюхачей начался после 1996 года, когда из-за взрыва на борту погиб лайнер с 230 пассажирами. Он летел по маршруту Нью-Йорк - Париж. Вскоре после того случая на помощь спецтехнике в Америке пришли лабрадоры, в Германии - немецкие овчарки, в Британии - спаниели:

В России на одной породе останавливаться не стали. В наших аэропортах начали трудиться и овчарки, и спаниели, и даже таксы. Спустя несколько лет руководство "Аэрофлота" вспомнило о "шакалособаке Сулимова", которая еще 20 лет назад была выведена по заказу МВД СССР. Правда, тогда, как сейчас говорят, по независящим от селекционеров причинам проект заморозили.

А ведь зверюшку ведущий научный сотрудник НИИ культурного природного наследия имени Д.С. Лихачева Клим Сулимов создал уникальную. От оленегонной лайки ей достались природная неприхотливость, морозостойкость и развитый интеллект. От шакала - сильно развитое обоняние, которому подвластны даже слаболетучие вещества. Только по ним, к слову, можно обнаружить пластид. Кроме того, шакалы - субтропические животные. Поэтому у них "нюхательные" возможности в отличие от обычных собак, которые как бы приберегают свой "талант" на холодное время, не изменяются в течение всего года. Есть у шакалов и еще одна немаловажная для "нюхача" особенность - он хищник-собиратель. Его не надо обучать технике поиска. Он и сам, исходя из своих природных данных, справляется с этой задачей превосходно.

Когда "Аэрофлот" решил возродить эксперимент Сулимова, весь российский генофонд этой уникальной породы составлял всего 17 особей. По словам заместителя начальника службы авиационной безопасности "Аэрофлота" Азата Зарипова, все они были собраны в одном питомнике. Разведение "шабак" продолжилось. И теперь в распоряжении аваикомпании почти 30 суперищеек. Специалисты службы безопасности "Аэрофлота" уверены, что лучших, чем шакалособаки, кандидатов для создания кинологических подразделений в природе не существует.

На новую породу уже заглядываются многие кинологические службы зарубежных стран, обеспечивающие безопасность мирных граждан и в воздухе, и на земле.

- Это уникальный опыт, который применяется только в России, - рассказывает гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов. - Коллеги из иностранных авиакомпаний были в полном восторге, когда ознакомились с возможностями наших собак.

Сегодня полукровки обнюхивают пассажиров, проверяют в аэропортах производственные помещения, салоны самолетов, их багажные и технические отсеки. Работают по 20-30 минут с часовым перерывом. В отличие от обычных собак они продуктивно трудятся в диапазоне температур от плюс 40 до минус 40.

Периодически шакалособак вывозят на военный полигон, чтобы проверить, так сказать, в боевых условиях. Военные кинологи, видевшие "шабак" в деле, говорят, что их со временем можно эффективно использовать в структурах МВД, МЧС, ФПС и других силовых ведомств.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 4 декабря 2002 года | Дайджест публикаций за 4 декабря 2002 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Окулов Валерий (в процессе тестирования)