О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самарским двигателям нужна помощь

В истории отечественного авиационного двигателестроения одно из ведущих мест принадлежит выдающемуся конструктору Н. Кузнецову. Созданные под его руководством авиационные и ракетные двигатели и сегодня соответствуют лучшим мировым стандартам.

Созданию уникальных образцов техники способствовала организационная структура комплексов, обеспечивающих разработку, доводку и серийное производство продукции. Устойчивость финансового положения предприятий обеспечивалась за счет государственного заказа, доля которого доходила до 90 процентов от объема выпускаемой продукции.

Привычные к работе в условиях административно-командной системы, многие руководители предприятий сумели быстро приспособиться к рыночной экономике. Не приспосабливались к рынку только сами предприятия: они оставались избыточными по численности, площадям и составу оборудования.

В судьбе комплекса, созданного Кузнецовым, предельно ярко отразились негативные процессы разрушения наиболее конкурентоспособного и наукоемкого промышленного потенциала России. Конструкторские организации в условиях прекращения государственного финансирования вынуждены были заняться выпуском продукции, чтобы обеспечить выживание, стали конкурировать с ее основными производителями - серийными заводами.

Головная конструкторская организация этого комплекса, ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова" (г. Самара), в середине 90-х годов занималась разработкой и доводкой авиадвигателя нового поколения НК-93 и газоперекачивающего двигателя НК-38СТ. Создание двигателя НК-93 позволило бы России обеспечить независимость от иностранных фирм в комплектации, и конкурентоспособность производимых самолетов является частью национальной программы развития гражданской авиационной техники.

Недостаток финансовых средств, низкая зарплата привели к потере кадров квалифицированных конструкторов, прекращению притока в КБ молодых специалистов. Разделение предприятий комплекса на самостоятельные организации не позволило обеспечить финансирование головной конструкторской организации из корпоративных источников для создания востребованных на рынках новых газотурбинных двигателей.

Выходом из создавшегося положения могло бы явиться восстановление единой системы организационного управления комплексом на базе создания интегрированного системообразующего комплекса "Корпорация "Двигатели НК", в состав которого должны быть включены головное КБ, три серийных завода и два серийных конструкторских бюро. Создание такого комплекса предусматривается федеральной программой реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса, утвержденной постановлением Правительства РФ N713 от II октября 2001 года. Реализация этой программы является практическим выражением позиций руководства страны по проведению реформы предприятий ВПК и приведению их в соответствие к реальным экономическим и политическим условиям.

Все документы по формированию комплекса "Корпорация "Двигатели НК" были переданы в комиссию по реализации федеральной целевой программы и в январе 2003 года должны быть направлены в Правительство РФ. Но дело неожиданно застопорилось, ситуация приняла конфликтный характер.

В конце декабря самарские СМИ сообщили о том, что генеральный директор ОАО "Моторостроитель" И. Шитарев фактически выступил против интеграции машиностроительных заводов. Он попытался оспорить решение областного арбитража, отменившего сделку по приватизации блокирующего пакета акций ОАО "Металлист-Самара" и вернувшего их государству. Тем самым предпринимается попытка не допустить вхождение "Металлист-Самара" в холдинг "Двигатели НК" и этим затянуть его создание.

Между тем акционеры ОАО "Моторостроитель" выражают озабоченность финансовым состоянием своего предприятия, на котором уже происходят задержки с выплатой заработной платы.

Местные газеты отметили также стремление Шитарева усилить свои позиции на "Моторостроителе", контрольный пакет акций которого принадлежит государству. По информации "Самарского обозрения", недавно он выкупил около 4 процентов акций предприятия, тем самым увеличив свою долю с 12 - 13 до 16 - 17 процентов. Газета высказала также предположение, что г-н Шитарев сумел при этом существенно сэкономить на покупке акций, приобретя их всего по 7 рублей за штуку.

Как можно разрешить возникший конфликт? В 90-е годы крупные корпорации США столкнулись с аналогичными проблемами в обеспечении конкурентоспособности и экономической эффективности. Решение было достигнуто за счет организационных мероприятий - создание независимых советов директоров и наделение их полномочиями по отстранению скомпрометировавших себя или неэффективных руководителей.

Выход из сложившейся ситуации с организацией корпорации "Двигатели НК", характерной и для других предприятий ВПК, тоже, возможно, не потребует дополнительных затрат государственных средств. Но проблема не должна оставаться в подвешенном состоянии. От того, насколько быстро, эффективно, продуманно и результативно она будет решена, зависит многое - и микроклимат на производстве, и успехи инженеров и конструкторов, и возможности достижения наилучших показателей в отрасли в целом....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка