О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МАП осадил "Шереметьево"

Министерство по антимонопольной политике вмешалось в конфликт между ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" и расположенной на его территории компанией ОАО "Шереметьево-карго". По предписанию МАПа аэропорт должен прекратить попытки получить с оператора плату за землю и использование взлетно-посадочных полос. По мнению участников рынка и аналитиков, аэропорт пал жертвой неразберихи во взаимоотношениях с партнерами.

Международный аэропорт "Шереметьево" (МАШ) - крупнейший аэропорт России, на 100% принадлежит государству. В 2001 г. его услугами воспользовалось 11,6 млн человек. Выручка составила $110 млн, чистая прибыль - $20 млн.

Оборот грузового оператора "Шереметьево-карго" за девять месяцев 2002 г. составил 427,8 млн руб. , прибыль до налогообложения - 43,1 млн руб. , а чистая прибыль - 26,8 млн руб.

Конфликт между "Шереметьево-карго" и МАШ тянется с 1999 г. Как говорится в направленной в МАП жалобе операторской компании, тогда аэропорт потребовал от нее заключить договор субаренды земли за $210 000 в месяц (сам аэропорт, по сведениям "Шереметьево-карго", платил за землю 80 000 руб. в год). По словам юриста МАШ Кирилла Дегтева, в своем требовании аэропорт опирался на решение суда, признавшего незаконным договор об аренде земли, заключенный "Шереметьево-карго" с правительством Москвы.

А в июне 2001 г. МАШ потребовал от "Шереметьево-карго" платить за обработку 1 кг груза на $0,03 больше установленного Федеральной энергетической комиссией тарифа для чартерных рейсов и на $0,01 больше - для регулярных. Также МАШ потребовал платить $42 000 за каждую посадку или взлет обслуживаемых "Шереметьево-карго" самолетов. Правда, оператор так и не выполнил ни одно из этих требований, а пожаловался на аэропорт в антимонопольные органы.

Как рассказал "Ведомостям" замминистра по антимонопольной политике Анатолий Голомолзин, 23 января комиссия МАПа нашла в действиях МАШ нарушение антимонопольного законодательства. Аэропорт контролирует доступ на свою территорию и осуществляет взлет-посадку самолетов, и он, по словам Голомолзина, необоснованно задерживал выдачу пропусков для "Шереметьево-карго", требовал с обслуживаемых оператором авиакомпаний дополнительные сборы за обслуживание. Эти авиакомпании тоже поддержали обвинения "Шереметьево-карго". "В четверг мы приняли принципиальное решение, - говорит Анатолий Голомолзин. - А 28 января будет готово предписание, в котором будет перечислено, что именно и в какие сроки должен сделать МАШ для устранения допущенных нарушений". Он отказался назвать пострадавшие авиакомпании и раскрыть содержание предписания. Однако добавил, что требований материальной компенсации там не будет.

По словам Кирилла Дегтева, между оператором и аэропортом действуют лишь договоры о предоставлении коммунальных и охранных услуг. Поэтому "логично, что аэропорт стремится заключить дополнительные соглашения, чтобы получить плату за использование его взлетно-посадочных полос", считает он. Директор по правовым вопросам МАШ Андрей Бубнов не стал говорить, будет ли аэропорт опротестовывать предписание МАПа до его получения. По этой же причине отказались комментировать решение МАПа и в "Шереметьево-карго".

Участие министерства в конфликте между МАШ и грузовым оператором участники рынка и фондовые аналитики оценили как попытку использовать министерство для разрешения хозяйственных споров. Руководитель одной работающей в "Шереметьево" грузовой компании рассказал "Ведомостям", что аналогичные "Шереметьево-карго" услуги на территории МАШ оказывают еще две компании: "Аэрошер" и "Аэропорт Москва". По словам собеседника "Ведомостей", у каждой из них свои условия сотрудничества с аэропортом. Руководители "Аэрошер" и "Аэропорт Москва" от комментариев отказались.

По мнению аналитика Объединенной финансовой группы Елены Сахновой, ситуация выглядит как "попытка "Шереметьево-карго" минимизировать свои расходы". А Алексей Зайцев из ИК "Проспект" считает, что решение МАПа вряд ли создаст прецедент, опираясь на который другие операторские компании смогут пересмотреть свои отношения с аэропортом "Шереметьево". "Решение министерства наверняка будет опротестовано в суде, и поэтому улучшения прозрачности деятельности МАШ в ближайшие годы не произойдет", - говорит он....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка