О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Воздушный пункт управления

Самое главное в боевых действиях - управление войсками, силами. Непреложность истины известна с древности, когда это самое управление обеспечивалось гонцами, адъютантами, штаб-офицерами. Кому нужны мудрые решения полководца, если они не доведены до войск?

Сейчас вокруг Земли летают сотни спутников, которые обеспечивают не только звуковую, но и зрительную связь. Однако на самом деле связь и управление остаются до сих пор - при всей кажущейся технической мощи - камнем преткновения. И нередко мы слышим и в боснийских, и в чеченских, да и других, как их скромно называют, конфликтах: "Ударили по своим!" Бывает. Спутник летает высоко, иногда многого и не видит при этом, множество всяких помех...

Не все вопросы может решить спутник, компьютер и прочие новинки техники. Человека и проверенные методы, в частности методы управления силами в боевых условиях, никогда не надо забывать и сбрасывать со счетов.

В конце 70-х - начале 80-х годов для надежного управления ядерным оружием были созданы особые подразделения в каждом роде войск под эгидой Генерального штаба. Это была особая сеть воздушных командных пунктов. Одни их называли ВКП (воздушный командный пункт), другие - ВзПУ (воздушный пункт управления), но как ни назови - суть их предназначения была одна: надежно довести сигнал управления до непосредственных сил-исполнителей, эта система управления была названа резервной. В 1975 г. в ВМФ в состав резервной системы управления вошли три самолета Ил-22 воздушного пункта управления с бортовыми узлами связи и боевыми расчетами. В этом деле не мы были первыми. У американцев уже была подобная сеть воздушных пунктов - это и АВАКСы, и другие самолеты, специально оборудованные под воздушные пункты управления, поддерживающие связь с ПЛАРБ (подводные лодки атомные с ракетами баллистическими) в районах их боевого патрулирования. Эта система остается у них и сегодня в отличие от нашей, сжавшейся, как шагреневая кожа, до предела.

Что главное было и пока есть в этой системе - это высокопрофессиональные офицеры-управленцы и связисты. В то время компьютер только внедрялся в войсках и на флоте, и мы лишь мечтали о них. Все приходилось решать головой, а для этого нужно было иметь недюжинную память и профессиональную подготовку. Все это достигалось многочисленными тренировками, в том числе и на борту самолета.

Что такое хороший штабной офицер, автор знает не понаслышке. Пройдя школу в Оперативном управлении штаба Северного флота, я попал офицером-оператором на ВзПУ ВМФ, одновременно неся дежурства на Центральном командном пункте (ЦКП) ВМФ, обеспечивая вылеты главнокомандующего ВМФ и других должностных лиц на флоты. Тогда начальники часто летали на места, однако не теряли общую обстановку по всему ВМФ, сбор информации о которой ложился на рядовых офицеров.

Зачастую у обывателя создается впечатление, что этот военачальник выиграл то или иное сражение, провел ту или иную успешную операцию благодаря своему таланту. На самом деле это заслуга (или промах) штаба или коллектива тех офицеров, которые готовили это дело.

Боевые расчеты ВзПУ готовились не только для передачи сигналов на использование ядерного оружия, они держали оперативную обстановку по флотам. В общем, ВзПУ представлял собой не только командный пункт в воздухе, но и оперативное управление в миниатюре, где готовились предложения на принятие решения должностным лицом. Главное его достоинство было - высокая маневренность в пространстве. К сожалению, большие начальники менялись, и многие из них считали ВзПУ просто дорогой игрушкой, чаще используя их как связные ретрансляторы, хотя для этого были менее дорогие средства.

Люди, исполняющие непосредственные обязанности на ВзПУ, оценили оперативные возможности этого небольшого, но емкого пункта управления и работали над повышением своей квалификации, совершенствуя приемы управления. В стесненных условиях самолета это нелегко - на небольшой карте и при минимуме справочных и подручных средств решать те же задачи, что и на земле. Начавшаяся перестройка сломала многое. Попали под сокращение и воздушные пункты управления. Их убрали из родов Вооруженных сил. Главное - потерялись кадры.

Американцы успешно использовали свои АВАКСы в военных конфликтах в Ираке, Югославии, более того - они и дальше развивают и совершенствуют систему воздушных командных пунктов управления. Для чего? Чтобы войти в XXI век самой мощной военной державой мира. А мы, поверив в разрядку, занялись внутренней политикой дележа власти. Но и внутри страны, в Чечне, боевые действия подтвердили, что и здесь ВзПУ не лишние в системе управления. Даже использование их в качестве пунктов-ретрансляторов связи дало положительные результаты в условиях горной местности, там обычно много "мертвых" зон связи, которые упрощает ВзПУ. Небезуспешно используются самолеты Ан-30, и не только с целью разведки.

Возможно, этот опыт даст толчок к тому, чтобы в Генштабе задумались: конкретное управление боевыми действиями на войне более значимо, чем кабинетное. И здесь не лишние высокоманевренные воздушные пункты управления....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка