Российская Бизнес-газета
27 февраля 2003, 13:08
Киловатты размножаются в Рыбинске
Для российского, главным образом среднего бизнеса грядущее начало энергореформы имеет принципиальное значение. Централизованное электроэнергоснабжение изрядно скомпрометировало себя низким качеством услуг, высокими тарифами и веерными отключениями как должников, так и тех, кто под руку попадет. Ясно, что в стартовый период кардинальных улучшений не произойдет, а вот тарифы вырастут со всей очевидностью.
Прозорливые предприниматели уже начали подготовку к возможному развитию событий. Недавно НПО "Сатурн" (до объединения с АО "А. Люлька-"Сатурн" - "Рыбинские моторы") получило очередной заказ на изготовление одновременно двух блоков по 2,5 мегаватта. Дело в том, что новым собственникам одного из промышленных предприятий в наследство от советской власти осталась распределительная понижающая подстанция. Бизнесмены грамотно оценили перспективы обеспечения выпуска основной продукции за счет собственного энергопитания и открытия нового направления - производства товарной электроэнергии. "Теперь наше предприятие непотопляемо", - говорят они.
Установки мощностью 2,5 мегаватта созданы на базе двигателей военно-морских кораблей и не боятся так называемой агрессивной среды. Поэтому они способны работать на различных видах газообразного и жидкого топлива, в том числе не очень чистого. Теплоэлектростанции "Сатурн ГТЭС-2,5" могут эксплуатироваться автономно, параллельно с другими источниками электроэнергии или параллельно с энергосистемой в базовом, полупиковом и пиковом режимах.
Последнее очень важно. В пиковый период цена электроэнергии значительно выше, чем обычно или, скажем, в выходные дни, нерабочее время. Собственная мощность позволит обойтись без покупки дорогих дополнительных часов пик, а ее работа в базовом режиме сэкономит средства для приобретения в случае необходимости киловатт-часов по высокой ставке. Резервная мощность - это тот запас, который карман не тянет. Специалисты утверждают, что автономное энергообеспечение в большинстве случаев оправдывает себя уже тем, что внутрихозяйственные расчеты не попадают под общепринятую шкалу налогообложения.
Установки мощностью 2,5 мегаватта - самые слабосильные в семействе "Сатурнов". Кроме них, как сообщил генеральный конструктор - технический директор НПО "Сатурн" Михаил Кузменко, программа производства газотурбинных двигателей, энергоустановок и газоперекачивающих агрегатов представлена мощностным рядом в 4, 6, 8, 10, 12, 16, 18, 110, 170, 325 мегаватт.
По заявлению руководителей РАО "ЕЭС России", стодесятки и производные от них послужат основой для технического перевооружения отрасли. Но это, как говорится, большой спорт. Предпринимателям, занятым в реальном секторе экономики, ближе скромные "любительские" агрегаты, например, шестерки и восьмерки. Как известно, подавляющее большинство заводов и фабрик нуждаются в электрической мощности, кратной именно таким величинам. Кстати, конструкторы позаботились о том, чтобы без особых усилий можно было трансформировать шестерку в восьмерку.
Созданы они на базе авиационных двигателей. Гражданские энергомашиностроители не сильно увлекались материаловедением. Зато рыбинским моторостроителям, что называется по долгу службы, пришлось далеко продвинуться в применении жаростойких, устойчивых к коррозии и других сверхпрочных металлов, сплавов, композитов и т.п.
Кстати, в самом Рыбинске на площадке НПО "Сатурн" построена теплоэлектростанция из двух шестимегаваттных блоков. В лучших традициях российской инженерии эксперимент проведен на самих себе. И что же? Себестоимость вырабатываемой электроэнергии - 28 копеек за киловатт/час, тепловой энергии - 94 рубля 20 копеек за гигакалорию. Тот, кто недавно подписывал платежки своих предприятий с обл- или горэнерго, наверное, почувствовал разницу без комментариев.
Такие установки привлекательны и для муниципальных образований, малых городов России. Для получения дополнительной мощности не потребуется тянуть новую ЛЭП, развешивать на многие километры провода, столь привлекательные для сборщиков цветных металлов.
Итак, организационно-правовые вопросы с выходом на ФОРЭМ в основном решены. К тому же можно обойтись только внутренними нуждами. Техническая сторона обеспечена НПО "Сатурн" и его партнерами. Остается простая, но самая каверзная проблема - деньги. Чтобы оградить свой бизнес от превратностей рынка энергоресурсов, надо вложиться в развитие собственного энергохозяйства. Стоит ли игра свеч? Окупаемость "Сатурнов" составляет один-два года. Под это не грех и кредит взять или с соседями по промплощадке скинуться.
- Цены у нас, конечно же, договорные, но вполне удобоваримые для отечественных заказчиков, - отмечает Михаил Кузменко. - Ведь мы можем по их желанию комплектовать установки двигателями, бывшими в употреблении. Для службы в авиации они не пригодны, а для земных дел в самый раз - не менее 100 тысяч часов работы. И уж во всяком случае наши цены намного предпочтительнее зарубежных аналогов.
Рыбинские моторостроители не претендуют на лавры первооткрывателей. Их иностранные коллеги давно и небезуспешно действуют в том же направлении. Капиталисты почему-то всегда умели считать киловатт-часы. Впрочем, как и все остальное, переводя единовременные затраты в долгосрочную экономию и извлечение прибыли.
Заслуга рыбинцев в том, что они чутко и своевременно уловили потребность внутреннего рынка в необходимой продукции, догнали и по ряду параметров превзошли основных конкурентов.
Так что, господа предприниматели и их управляющие, вперед и с песней! До 2005 года, начала энергореформы, "Сатурны" уже оправдают затраты на свое приобретение....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская Бизнес-газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 7, 2024
Аэрофлот в летнем сезоне будет выполнять рекордное количество рейсов из Москвы в Сочи
Май 6, 2024
Аэрофлот выполнит благотворительный рейс из Москвы в Сочи
Май 7, 2024
Через таможню аэропорта Казани попытались 243 раза незаконно провезти товар
Май 7, 2024
Президент поручил к 2030 г. довести долю отечественных самолетов в РФ минимум до 50%