О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Воздушный бой Джорджа Фернандеса

В феврале 2001 г. "ОКБ Сухого" представило на авиационной выставке в Бангалоре прототип серийного многофункционального истребителя Су-30МКИ, который пилотировал летчик-испытатель Вячеслав Аверьянов. Машина с бортовым номером "05" была признана звездой салона и получила восторженные оценки у экспертов и летчиков. Подводя итоги, генеральный директор АВПК "Сухой" - "ОКБ Сухого" Михаил Погосян заявил корреспонденту "НВО", что в ближайшем будущем индийская сторона получит на вооружение первоклассный боевой самолет, который превосходит любой современный серийный истребитель мира. Сегодня можно констатировать, что эти прогнозы полностью сбылись. Прошло всего два года, и главными экспонатами на выставке "Аэро Индия-2003" стали три индийских истребителя Су-30МКИ из состава 20-й авиационной эскадрильи в Пуне. Эти строевые машины впервые приняли участие в программе показательных полетов на авиабазе ВВС Индии Елаханка.

А начиналось все в ноябре 1996-го, когда был подписан контракт на поставку российских многофункциональных истребителей в Индию. Не секрет, что целым рядом СМИ, в том числе индийскими, на первых порах высказывались сомнения в возможности его реализации. Однако в конечном итоге авиакосмическая промышленность РФ продемонстрировала свою зрелость и состоятельность как долгосрочный и стратегический партнер. Было совершено более 600 испытательных полетов. В конце июня 2002 г. в соответствии с предусмотренными сроками началась поставка для индийских ВВС первой партии Су-30МКИ. В настоящее время в России полным ходом идут испытания второй партии этих машин.

В ходе реализации данной программы "ОКБ Сухого" был выполнен огромный объем опытно-конструкторских работ со смежниками - более чем со 100 предприятиями. При их выполнении ОКБ наладило тесное взаимодействие с индийской опытно-конструкторской группой, которая находилась в Москве, по интеграции зарубежного оборудования, выбранного заказчиком, в российскую авионику. АВПК "Сухой" активно участвовал в работе над проектом, особенно в части решения вопроса о вооружении поставляемых самолетов.

В рамках контракта "ОКБ Сухого" провело обучение индийских летчиков и наземных специалистов по обслуживанию авиатехники. Они прошли специальную подготовку в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. Все пилоты проектной группы, возглавляемой военно-воздушным атташе Индии в Москве, совершили полеты на Су-30МКИ. Группу специалистов и летчиков "ОКБ Сухого" направили в Индию, где она продолжила оказание технического содействия и обучения местных специалистов.

Торжественная церемония ввода в боевой состав индийских ВВС первых 10 истребителей Су-30МКИ состоялась 27 сентября 2002 г. В дальнейшем авиазавод в Иркутске должен поставить еще две партии таких самолетов: 12 машин в 2003 г. и 10 - в 2004-м.

Отметим, что на сегодняшний день Су-30МКИ (главный конструктор - Александр Барковский) превосходит по маневренным возможностям на дозвуковых скоростях и комплексу вооружения все имеющиеся зарубежные серийные истребители, а по уровню бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) он близок к американскому F-22. На Су-30МКИ реализована система управления комплексом БРЭО без снятия рук летчика с органов управления самолетом и двигателями. Многофункциональные пульты управления становятся ядром системы управления комплексом БРЭО и позволяют решать разнообразные функции: от ввода полетного задания до решения боевых задач на основе заложенной типовой боевой ситуации. Рациональная организация работы экипажа обеспечивается в каждый конкретный момент необходимым набором органов управления, локализованных в одном удобном для работы месте.

Комплекс БРЭО объединяет прицельно-навигационную систему, средства визуализации и управления, интегрированную систему навигации, систему дистанционного управления полетом и ряд других систем. Навигационное оборудование включает аппаратуру спутниковой навигации, позволяющую работать с системами ГЛОНАСС (Россия) и НАВСТАР (США). При этом автоматически осуществляется переход на ту систему, которая в данный момент обеспечивает наивысшую точность. Кроме того, БРЭО реализует автоматический маловысотный полет Су-30МКИ в режиме огибания рельефа местности. Ракетное вооружение машины включает широкую гамму современных ракет "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" (более подробно см. "НВО" # 4 от 2-8 февраля 2001 г.).

На истребителе установлена бортовая радиолокационная система управления "Барс", разработанная Научно-исследовательским институтом приборостроения (НИИП) имени В.В. Тихомирова. В нее входят БРЛС, центральный процессор боевого применения и запросчик системы государственного опознавания. Бортовая радиолокационная станция представляет собой многофункциональную, многорежимную когерентную РЛС Х-диапазона с фазированной антенной решеткой пассивного типа с волноводной распределительной системой. Антенна имеет высокий коэффициент усиления и низкий уровень боковых лепестков. Дальность обнаружения воздушной цели класса "истребитель" - не менее 120-150 км в передней полусфере и более 60 км - в задней. Цель типа "группа танков" обнаруживается на удалении 40-50 км, а "эскадренный миноносец" - 120-150 км. БРЛС позволяет одновременно сопровождать на проходе с сохранением обзора не менее 15 воздушных целей, атаковать с применением оружия "воздух-воздух" до 4 целей одновременно, а с применением оружия "воздух-земля" и "воздух-море" - до 2 целей одновременно. По словам директора НИИП Юрия Белого, в рамках контракта по Су-30МКИ предусмотрено три этапа версии поставок БЛРС "Барс". Конечный этап - версия Мк3 - это окончательно согласованное с заказчиком ТЗ и использование в качестве управляющих радаром машин БЦВМ индийского производства (более подробно см. "НВО" N 36 от 11-17 октября 2002 г.)

На салоне в Бангалоре комплекс "Сухой" и предприятия "суховской" кооперации показали экспозицию, сформированную на основе тематических блоков, посвященных как непосредственно самолетам марки "Су" (Су-30МК с ПГО и УВТ, Су-30МК, Су-27СК, Су-47, Су-80), так и основным их функциональным элементам - авионике, двигательным установкам, авиационным средствам поражения. НПО "Сатурн" и Уфимское моторостроительное производственное объединение представили авиационные двигатели АЛ-31ФП и АЛ-55. ГМКБ "Вымпел" - управляемые ракеты класса "воздух-воздух" типа Р-73Э, Р-27ЭР1, РВВ-АЕ и ракету класса "воздух-поверхность" Х-29ТЕ. Центром экспозиции стал авиационный тренажерный комплекс для подготовки пилотов самолета Су-30МКИ, разработанный "ОКБ Сухого" совместно с корпорацией "Аэрокосмическое оборудование". При осмотре экспозиции комплекса "Сухой" министр обороны Индии Джордж Фернандес не смог удержаться от искушения и совершил виртуальный полет на истребителе, сбив несколько воздушных целей, имитировавших вероятного противника.

Продвигая в Индию Су-30МКИ, Россия намерена серьезно закрепиться и на рынке послепродажного обслуживания боевой авиатехники с целью обеспечения эффективной и безопасной эксплуатации самолетов марки "Су" при минимальных затратах. Заказчик станет обладателем системы комплексной технической поддержки эксплуатации Су-30МКИ, что позволит избежать необходимости взаимодействия с многочисленными субъектами-посредниками, предлагающими, как правило, некондиционные фрагменты сервиса.

Наиболее эффективно взаимодействие поставщика и заказчика самолетов, полагают специалисты АВПК "Сухой", может быть организовано на постоянной основе в рамках сервисного технического центра (СТЦ). Этим обеспечивается высокая оперативность взаимодействия, минимизируются затраты на эксплуатацию истребителей, организацию и проведение работ.

Особо следует подчеркнуть, что актуальным направлением дальнейшего военно-технического сотрудничества между Индией и РФ является разработка истребителя пятого поколения. Как заявил корреспонденту "НВО" генеральный директор Росавиакосмоса Юрий Коптев, "если мы хотим сохранить партнерство с Дели, то должны быть готовы к тому, чтобы развивать формы сотрудничества. Участие наших индийских коллег в этом проекте даст возможность получить дополнительные средства для выполнения работ по пятому поколению". В ходе салона "Аэро Индия-2003" генеральный директор АВПК "Сухой" - "ОКБ Сухого" Михаил Погосян провел презентацию данного проекта, предлагаемого к совместной реализации, перед высокопоставленными индийскими представителями. Затем состоялись переговоры, на которых стороны конкретизировали ряд необходимых условий для этого. Очевидно, завершение формирования АХК "Сухой", ожидаемое в первой половине 2003 г., позволит вплотную приступить к этой широкомасштабной работе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка