О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В торговле оружием больше политики, чем коммерции

Бангалор, близ которого с 5 по 9 февраля прошла выставка "Аэро Индия 2003", - пятый по величине город в Индии, крупнейший научно-промышленный центр страны. Здесь расположены Национальная лаборатория аэронавтики, ряд авиационно-космических институтов и КБ, ключевые учебные заведения. Город стал символом компьютерной революции, происходящей в Индии последние годы. Достаточно сказать, что в окружающих Бангалор технопарках в год производится половина программного и информационного обеспечения Индии. Ежегодный экспорт этого продукта только бангалорскими фирмами составляет 4 млрд. долл. Для сравнения: по прогнозам экспертов, наши программисты заработают на мировом рынке в 2003 г. не более 500 млн. долл.

Авиационная выставка на базе индийских ВВС Елаханка (20 км от Бангалора) проводится с 1996 г. За прошедший период площадь экспозиции увеличилась с 4500 до 8570 кв. м, число стран-участниц - с 14 до 22, количество иностранных экспонентов - со 100 до 176 (из них порядка 60 - российских).

Салон 2003 г. отличается обширной натурной экспозицией - 68 летательных аппаратов. 39 из них принадлежали индийским ВВС, что оказалось весьма благоприятным для России. Машины отечественного производства составляют 75% местного авиапарка и половину всей натурной экспозиции выставки. В их числе - истребители Су-30К, Су-30МКИ, МиГ-29, МиГ-29, МиГ-21, вертолеты Ми-35.

По сравнению с выставкой 2001 г. наши фирмы в два раза (до 1200 кв. м) увеличили площадь арендуемых выставочных площадей, на которых было развернуто около 300 различных экспонатов. Российскую символику несли два натурных образца: многофункциональный истребитель МиГ-29М2, построенный по программе MRCA, и перспективный учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ.

В целом выставка оказалась успешной, хотя вопреки ожиданиям на нее не приехали военные делегации из ряда стран, среди которых США, Китай, государства Юго-Восточной Азии, Персидского залива и Южной Америки. По мнению экспертов, отчасти это связано с обостряющейся напряженностью вокруг Ирака.

Сравнение нынешнего салона с предыдущими дало основание сделать вывод: индийская авиационная промышленность состоялась. Об этом говорит появление целого ряда вполне современных разработок. Среди них, например, легкий вертолет ALH (Dhruv). В прошлом году 12 таких машин были поставлены во все виды ВС Индии. Сейчас на его базе создается боевой вертолет LCH. Фактически Индия сегодня самостоятельно или по лицензии производит всю номенклатуру авиационно-космической техники за исключением тяжелых самолетов.

Бангалорская выставка оказалась весьма показательной как для выявления тенденций развития индийской авиации, так и с точки зрения изучения стратегии основных конкурентов России на важнейшем для нас авиационном рынке.

В работе российской делегации присутствовал один новый аспект: именно "Аэро Индия" - первая выставка, на которой стали ощущаться последствия начавшейся в прошлом году кампании по предоставлению предприятиям прав самостоятельно торговать запчастями и обслуживать ранее поставленную технику. Конечно, эффекта от этого мероприятия пока не видно, но активность ряда фирм, получивших новые полномочия, возросла. Это, например, относится к московскому заводу "Салют". Эксперты "Рособоронэкспорта" ожидают от нововведений позитивных результатов в части повышения оперативности сервисного обслуживания, однако предупреждают, что не следует доводить ситуацию до абсурда. Так, после начала кампании по увеличению числа субъектов ВТС наши индийские партнеры составили список тех предприятий, с которыми они хотели бы работать напрямую. В нем - полторы сотни фирм. Очевидно, что появление такого числа продавцов на рынке может дезорганизовать весь процесс ВТС.

Кратко проанализируем основные программы ВВС и авиапромышленности Индии и оценим степень участия в них отечественных предприятий.

Истребители

Оснащение ВВС Индии тяжелыми истребителями - прерогатива России. В результате выполнения за предстоящее десятилетие двух контрактов - поставочного и лицензионного - индийские ВВС будут иметь 190 самолетов Су-30МКИ. Налаженная связка "Рособоронэкспорт" - корпорация "Иркут" надежно удерживает этот сегмент рынка и постепенно углубляет производственную кооперацию с корпорацией HAL. Не исключено, что Дели воспользуется опционом и увеличит свой парк "тридцаток", которые на завершившемся салоне, по общему мнению, играли первую скрипку.

Обновление парка истребителей средней размерности, видимо, в ближайшие годы будет происходить с помощью Франции. Индия уже имеет 35 истребителей "Мираж 2000H", и именно они считаются лидерами в предстоящем конкурсе на закупку новой партии легких машин. Пресса уже называет параметры будущей сделки: первая ее часть предусматривает закупку 18 готовых самолетов и последующую сборку на заводе корпорации HAL еще 108. В прессе называется и общая сумма сделки - 8 млрд. долл., однако специалисты называют ее завышенной. Конкурентами "Миража 2000", по-видимому, станут британско-шведский "Грипен" и российский МиГ-29М.

Эксперты полагают, что не технические характеристики и ценовые факторы станут главными при выборе нового поставщика. Вот как прокомментировал ситуацию глава делегации "Рособоронэкспорта" на салоне Виктор Комардин: "В торговле оружием больше политики, чем коммерции. После наших масштабных контрактов по лицензионному производству 140 Су-30МКИ, после закупки танков Т-90 и лицензии на их производство индийское правительство, во главу угла ставящее диверсификацию поставщиков вооружения, не могло не заключить сделки с двумя своими традиционными партнерами - Францией и Великобританией. Готовящиеся сделки по "Миражам" и "Хокам" - это попытка наших конкурентов лишь подтянуться к достигнутым Россией результатам".

Вероятная победа "Миражей" не будет означать монополизации рынка. Россия ведет переговоры с Индией по двум истребительным программам. Самая большая из них предусматривает закупку МиГ-29К для авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". Как заявили на выставке министр обороны Индии Джордж Фернандес и гендиректор "Рособоронэкспорта" Андрей Бельянинов, две стороны вплотную приблизились к подписанию этой сделки. Надо отметить, что в процессе длительных переговоров удалось практически вывести из борьбы французские авианосные истребители "Рафаль". Вместе с тем некоторые российские фирмы при поддержке заинтересованных госчиновников попытались в последний момент предложить Дели корабельные истребители Су-33. Эксперты по торговле оружием расценили это как недобросовестную внутрироссийскую конкуренцию. По словам Андрея Бельянинова, "Горшкова" изначально планировалось вооружить "МиГами", и не стоит сейчас это предложение изменять.

Корпорацию "МиГ" фактически поддержал и министр обороны Индии. В ходе выставки он вместе с представительной делегацией офицеров флота без широкой огласки посетил шале РСК и обсудил перспективы сотрудничества по МиГ-29 и ряду других направлений. Одно из важнейших среди них - модернизация истребителей-бомбардировщиков МиГ-27. Как ожидается, несколько десятков этих машин получат новый двигатель АЛ-31Ф, унифицированный с тем, что устанавливается на Су-30МКИ. Это позволит примерно на 10% улучшить летно-технические характеристики самолета, и прежде всего дальность и боевую нагрузку. Наиболее вероятный претендент на этот заказ - тандем РСК "МиГ" и московского завода "Салют", который серийно производит АЛ-31ФН для одноместных истребителей.

Довольно большое внимание местные комментаторы проявили к новой для себя теме совместной разработки с Россией истребителя пятого поколения. Об этом упомянул и Джордж Фернандес. Однако пока речь идет о самых общих договоренностях. Отвечая на вопрос обозревателя "НВО" о формате взаимодействия по пятому поколению, гендиректор "Росавиакосмоса" Юрий Коптев сказал: "Мы далеки от определения деталей, находимся в начале процесса выяснения взглядов, технических особенностей. Нам пока не совсем ясен формат этого сотрудничества. Это может быть вариант, аналогичный ракетной программе "Брамос", где принят формат "50 на 50", или что-то другое. При этом в рамках экспортной версии может быть одна пропорция, в работах для наших ВС - совершенно другая".

По мнению Коптева, предстоит решить "массу вопросов по перемещению информации, доступу к ней на российской стороне, по поиску форм совместной работы, по перспективе дальнейшего использования результатов в рамках национальных программ оснащения ВВС". Глава "Росавиакосмоса" полагает, что базовые решения по программе будут приняты на высшем уровне в течение 2003 г.

Легкие самолеты

Сложная ситуация наблюдается в секторе учебно-тренировочных самолетов (УТС). Фаворитом борьбы за индийский заказ остается британский "Хок", хотя соревнование еще не завершено. Среди трех присутствовавших в Бангалоре "живьем" претендентов ("Хок", L159B, МиГ-АТ) именно МиГ демонстрировал наиболее высокие летные характеристики, особенно в условиях жары и высокогорья. Явно более высокие характеристики имеют и другие заявленные проекты: отечественный Як-130 (на стенде была представлена его кабина), итальянский М346 и американо-корейский сверхзвуковой Т-50.

Эксперты в связи с этим отмечают, что зарубежные конкуренты наших МиГа и Яка фактически представляют собой самолеты предыдущего поколения. Правда, и в ситуации с учебно-тренировочными самолетами не обошлось без элементов внутренней конкуренции. Представители "ОКБ имени Яковлева" в своих информационных материалах подчеркнули, что их Як-130 одержал победу над МиГ-АТ в тендере на оснащение российских ВВС. Между тем существует договоренность о том, что микояновская машина в таком контексте упоминаться не будет. Это дало повод руководителю "ОКБ имении Микояна" Владимиру Барковскому обвинить яковлевцев в "работе в пользу "Хока".

Индийская сторона на выставке сфокусировала усилия на популяризации двух своих самостоятельных проектов: перспективного легкого истребителя LCA и легкого реактивного УТС HJT-36. Двигатель "Кавери", установленный на LCA, проходит в России финальную стадию испытаний и доводки. Конкуренцию ему может составить американский F404. США предпринимают большие усилия для проникновения на индийский рынок. Объем ВТС двух стран увеличился от почти нулевого в конце 1990-х годов до 190 млн. долл. в 2002 г. Накануне салона "Локхид-Мартин" даже предложил Индии свои F-16 для замены парка МиГ-21, однако Джордж Фернандес опроверг слухи о переговорах на эту тему. Кстати, от специалистов не ускользнул тот факт, что никто из индийских официальных лиц не отреагировал на повышенную активность в Бангалоре посла США Роберта Блэквилла.

Транспортные самолеты

ВТС России и Индии не замыкается на боевой авиации. Стороны обсуждают ряд программ сотрудничества по тяжелым самолетам. В частности, Джордж Фернандес упомянул о переговорах по поставке Индии самолетов ДРЛО, платформу которого предполагается строить в России, а электронное оборудование - в Израиле. Источники в российской делегации факт переговоров признают, однако указывают, что с израильской стороной пока не решены вопросы защиты конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности.

Российские предприятия примут участие и в поставке Индии конвертируемых самолетов-заправщиков Ил-78, однако головным в этой сделке будет Ташкентское авиационное производственное объединение имени Чкалова. В то же время с узбекской стороной достигнута договоренность о том, что все последующие продажи Ил-76 и Ил-78 будут идти по линии "Рособоронэкспорта".

Однако важнейший, по общему признанию российских и индийских руководителей, совместный проект - разработка и производство многоцелевого самолета MTA (multirole transport aircraft). Значение данной программы особо подчеркнул на своей пресс-конференции Джордж Фернандес. В кооперации по этой машине участвуют лидер индийского авиапрома HAL, корпорация "Иркут", АК имени Ильюшина и "Рособоронэкспорт". В ходе салона проведено заседание управляющего комитета, на котором обсуждены перспективы создания совместного предприятия по проекту MTА. На стенде корпорации HAL впервые был представлен макет пассажирской версии самолета. Обнародованы некоторые данные о технологии разработки MTA: предполагается сформировать так называемое распределенное КБ - закрытую электронная сеть с единой базой данных, которая объединит разработчиков в России и Индии. Первоочередная программа выпуска MTA оценивается в 170 машин, а общая стоимость программы, по оценке гендиректора "Иркута" Алексея Федорова, будет соизмерима с Су-30МКИ.

Отметим, что накануне салона "Росавиакосмос" провел в Дели презентацию ряда гражданских авиационных проектов (в их числе MTA, Ту-204, региональные машины), которая прошла под лозунгом "возвращения на индийский рынок гражданских самолетов". По оценке Юрия Коптева, в этой сфере "в последнее время произошли существенные подвижки".

Тенденции

"Аэро Индия" подтвердила стойкую тенденцию увеличения внимания к беспилотным летательным аппаратам. Наиболее масштабной в этой сфере была израильская экспозиция, однако свой серийный беспилотник "Лакшья" показали индийские ВВС. Любопытно, что этот самолет имеет экспортную перспективу - по некоторым данным, его собирается закупать тот же Израиль. Правда, некоторые эксперты расценивают этот шаг как тонкий маркетинг на индийском рынке, который активно осваивает промышленность Сиона.

К сожалению, в сфере беспилотников российские предприятия выглядят бледно. Упоминания заслуживает лишь продвигаемый "Рособоронэкспортом" проект разведывательно-ударного комплекса, объединяющего беспилотный аппарат "Пчела-1" и РСЗО "Смерч". Эксперты отмечают, что такой подход позволил сократить время поражения целей в 5-6 раз. Из перспективных предложений вызывает интерес заявление специалистов "ОКБ имени Яковлева" о создании боевого БЛА на базе УТС Як-130. Техническая возможность такой переделки закладывалась еще на этапе формирования облика машины, однако, как заявляют разработчики, реализация подобной дорогостоящей программы возможна лишь в случае появления крупного заказчика.

В условиях ограниченного присутствия в Бангалоре западных фирм, специализирующихся на разработке авиационных средств поражения, были хорошо заметны израильские достижения в этой сфере. Так, компания IMI продемонстрировала управляемую ракету "Далила" и планирующую бомбу MSOW. Эти средства поражения используют для наведения спутниковую систему НАВСТАР. Примечательно, что MSOW существенно превосходит по характеристикам ближайший аналог - американскую AGM-154 JSOW. Масса кассетной боевой части израильской бомбы - 675 кг, заявленная дальность - 100-110 км. Правда, последние цифры отечественные специалисты считают преувеличенными. Так или иначе, но Израиль демонстрирует именно такое авиационное оружие, которого остро не хватает как нашим войскам в Чечне, так и отечественным продавцам боевых авиационных комплексов. К сожалению, российские фирмы ракетными новинками в Бангалоре не блистали.

Устойчивыми остаются позиции в Индии наших вертолетостроителей. Серьезная конкуренция не угрожает ни многоцелевым Ми-17, ни камовским корабельным машинам. Несколько хуже обстоят дела с модернизацией, однако, по информации "НВО", индийские военные проявили большой интерес к программам совершенствования ударных вертолетов Ми-35.

На фоне довольно высоких результатов индийского авиапрома хорошо заметно отставание в области систем ПВО. Доля современного противовоздушного вооружения относительно невелика, представленные образцы родом из 70-х годов прошлого века, закупки радиолокационной техники у Израиля вряд ли радикально исправят положение. В свете нарастающей ракетной угрозы Пакистана Индии, по-видимому, придется существенно обновлять свой арсенал за счет современных систем, способных бороться не только с самолетами, но и баллистическими ракетами. Речь идет в первую очередь о таких системах, как С-300В, "Бук М1-2", "Тор". По информации "НВО", запросы по вооружениям ПВО от Индии в Россию уже поступили.

Анализ итогов бангалорской выставки показывает, что конкуренция на индийском рынке заметно обострилась и приобрела новые формы. По словам Андрея Бельянинова, "диверсификация Индией поставщиков вооружений - это нормальный процесс, но в то же время - сигнал для нас, чтобы мы не почивали на лаврах и более динамично сами продвигали на рынок свои вооружения". В то же время в Индии идет речь не столько о соревновании продавцов, сколько о том, какая из стран сумеет быстрее и эффективнее организовать кооперацию с индийской промышленностью для удовлетворения запросов военных....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка