О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Домодедово" становится главным аэропортом России

Сегодня британская авиакомпания British Airways может официально объявить о своем "переезде" из "Шереметьево" в "Домодедово". British Airways (BA), впрочем как и несколько других крупных западных авиаперевозчиков, обсуждали возможность "съехать" из "Шереметьево" уже несколько лет. Сейчас, судя по всему, британцы наконец-то набрались решимости. Этому поспособствовали два обстоятельства. Во-первых, внутренние конфликты в Шереметьево, ставящие под вопрос дальнейшее расширение аэропорта. Во-вторых, успехи базирующейся в "Домодедово" авиакомпании "Сибирь", которая обогнала по объему внутрироссийских перевозок "шереметьевский" "Аэрофлот". Тем самым, "Шереметьево" лишился важного козыря - фактической монополии на обслуживание транзитных пассажиров, следующих из-за рубежа в российские регионы.

Если британская авиакомпания BA перебазируется в "Домодедово", то, пожалуй, это будет самый серьезный удар, который этот аэропорт когда-либо наносил по своему конкуренту - "Шереметьево". Ранее "Шереметьево" весьма скептически реагировал на "бегство" отдельных авиакомпаний в "Домодедово" - мол, их пассажиропоток ничтожно мал. В случае с BA "Шереметьево" едва ли удастся сохранить столь оптимистичный тон. Пока "Шереметьево" с большим отрывом опережает своего конкурента по количеству обслуженных пассажиров - 11 млн человек по сравнению с 6,7 млн человек у "Домодедово". Но, по мнению некоторых участников рынка, если примеру BA последуют другие крупные международные авиаперевозчики, расклад сил может быстро измениться. По итогам прошлого года "Домодедово" уже стал крупнейшим аэропортом московского авиаузла по числу пассажиров на внутренних линиях. В этом году "Домодедово" заявляет о намерении увеличить пассажирооборот на международных авиалиниях на 20-30%.

"В настоящий момент у "Домодедово" есть неплохие шансы привлечь крупных авиаперевозчиков, пока базирующихся в "Шереметьево", - сказала RBC daily аналитик ИГ UFG Елена Сахнова. - Аэропорт располагает свободными площадями и слотами. Другое дело, что самим авиакомпаниями очень сложно принять решение о смене аэропорта - им нужно переводить все службы, "переучивать" постоянных пассажиров к новому аэропорту и т.д. До недавнего времени, у "Шереметьево" было и другое важное преимущество - базирующейся в нем "Аэрофлот" обеспечивал свободный транзит пассажиров, следующих из-за рубежа в регионы через Москву. Но сейчас ситуация начала меняться - авиакомпания "Сибирь", летающая из "Домодедово", практически сравнялась с "Аэрофлотом" по количеству пассажиров перевезенных внутри России, тем самым лишив "Шереметьево" сильного козыря".

Как утверждают участники рынка, изменить свое отношение к "Шереметьево" многие авиакомпании вынуждает и другое обстоятельство - внутренние конфликты в аэропорту. Взять хотя бы скандальную историю с отставкой теперь уже бывшего генерального директора "Шереметьево" Сергея Беляева, который, по данным некоторых СМИ, не устраивал министра министерства экономического развития и торговли Германа Грефа ("Шереметьево" - 100% госпредприятие - прим. RBC daily). В конце прошлого года совет директоров "Шереметьева" отстранил г-на Беляева от должности. А в начале января через Дорогомиловский муниципальный суд г-ну Беляеву удалось вернуть себе директорское кресло. Впрочем, уже на следующий день после оглашения вердикта суда срочно созванный совет директоров аэропорта вновь освободил от должности Сергея Беляева. При этом его пост занял уволенный г-ном Беляевым в октябре прошлого года Евгений Бахтеев. "Пока сохраняется вся эта "междоусобная" борьба между менеджментом аэропорта, федеральными и региональными властями, перспективы расширения перегруженного сейчас "Шереметьево" выглядят туманно", - сказал один из участников рынка. В "Аэрофлоте" RBC daily также подтвердили, что строительство нового терминала "Шереметьево" пока заморожено. "Мы еще три года назад заложили первый камень и уже вложили в этот проект 11 млн долларов. Но сейчас все стоит на тормозах", - сказал RBC daily источник в авиакомпании.

Правда, несмотря на серьезные проблемы "Шереметьево", "Домодедово" все-таки будет очень непросто получить статус крупнейшего российского аэропорта. Прежде всего, аэропорту придется ввести очень жесткую систему контроля за чартерными рейсами. "После того, как из "Шереметьево" были "вытеснены" многие чартерные рейсы, большая часть из них перешла в "Домодедово" (в настоящий момент на "Домодедово" приходится 53% чартерных рейсов московского авиаузла - прим. RBC daily), - говорит Елена Сахнова. - Аэропорт не должен допустить, чтобы чартеры испортили его имидж. Сейчас "Домодедово" собирается штрафовать самолеты, сбивающие график движения. Но, как показывает опыт "Шереметьева", заставить платить компании-нарушители очень сложно".

В "Шереметьево", особенно в летний сезон, задерживающиеся чартеры были настоящим бедствием. Некоторые чартерные компании, которым слоты выдавались, например, на раннее утро, намеренно задерживали рейс на несколько часов. Причина задержки декларировалась как "техническая", но в действительности это делалось для того, чтобы не отпугнуть клиентов ранним вылетом, которым просто заранее сообщалось о задержке. В результате это сбивало расписание всех рейсов, в том числе и регулярных, причем привлечь к ответственности такие авиакомпании крайне трудно. Правда, в компании East Line, которая управляет "Домодедово", говорят, что подобная практика в их аэропорту невозможна. "Мы очень пристально следим за выдачей слотов и за тем, чтобы авиакомпании не выставляли "пустые" рейсы, которые заявлены "на всякий случай" если вдруг наберется нужное количество пассажиров", - сообщили RBC daily в East Line.

Естественно, что и само "Шереметьево" не собирается просто так сдавать свои позиции. Правда, в этом случае корректнее говорить об "Аэрофлоте", являющимся главным заинтересованным лицом в расширении аэропорта. "Для "Аэрофлота" крайне важно увеличить пропускную способность "Шереметьево", поэтому авиакомпания будет пытаться в кратчайшие сроки инициировать строительство нового терминала", - говорит Елена Сахнова....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка