О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В ожидании необходимых решений

Слово "авиация" всегда вызывало у людей восхищение, восторг, гордость. Не было, наверное, в нашей стране человека, который не соприкасался бы с авиацией хотя бы в качестве пассажира. Но с приходом перестройки, рыночных отношений "здоровье" авиационной отрасли в короткий срок было подорвано. Насколько пагубными они для нее оказались, мы ощутили все. Объемы перевозок пассажиров уменьшились в несколько раз из-за роста авиатарифов и резкого снижения уровня доходов населения. Произошло акционирование многих авиапредприятий отрасли. За короткий срок немало из этих предприятий обанкротились.

Все эти "стадии развития" пережило Благовещенское предприятие гражданской авиации Амурской области, от которого сегодня остались несколько самостоятельных предприятий. Это ГУП "Аэропорт Благовещенск", Благовещенский филиал ГУДП "Аэронавигация Дальнего Востока", ФУП "Госкорпорация ОВД в РФ", ЗАО "АТБ Благовещенск", предприятие авиатопливообеспечения, агентства по продаже и бронированию авиаперевозок. Все они осуществляют обеспечение и обслуживание воздушных судов различных авиакомпаний России, выполняющих рейсы в Благовещенск, и двух местных - ГУ "Амурская авиабаза" (самолеты Ан-2) и ООО "Благовещенские авиалинии" (самолеты Як-40, Ан-З, вертолеты Ми-8). Большая часть бывшего парка самолетов и вертолетов Благовещенского авиапредприятия была продана или передана за долги другим хозяйствующим субъектам.

Авиаторы и любители авиации области стали создавать общественные организации, так называемую авиацию общего назначения (АОН). Среди них: клуб "Икар", ставший затем авиационным спортивно-техническим клубом "Амур", общественный авиационный центр сверхлегкой авиации "Полет", организация любителей авиации "Аэролайн". Проблема выживаемости таких клубов в наше время лежит на плечах их членов. Естественно, что на одних членских взносах невозможно содержать воздушные суда, помещения, посадочные площадки. Не выдержав суровых требований рыночных отношений, прекратила свое существование "Аэролайн". Руководство АСТК "Амур" попыталось найти выход, пойдя по иному пути: переоформили документы и стали называться "Ивановский авиационно-технический спортивный клуб Российской оборонной спортивно-технической организации" (т.е. государственная авиация).

Удивительные превращения начались сразу после смены вывески. "Ивановский АТСК РОСТО" получил от ЦС РОСТО (Москва) соответствующие разрешения на выполнение различных видов авиационных работ. Летайте, мол, теперь запретов нет. Открыта зеленая улица, а это значит, что можно не только осуществлять законное желание летать, но и выполнять различные виды авиационных работ, получать Доходы на финансирование своей деятельности. Как все оказывается просто. Сменил вывеску и можно осуществлять авиационную деятельность без особых препятствий. Но ведь в организации остались те же люди, с той же квалификацией, остались те же воздушные суда, та же производственная база обеспечения. Что же изменилось? Налицо различия в требованиях, предъявляемых к авиапредприятию со стороны руководящих органов разных ведомств. Может, в данном случае мы видим слишком упрощенный подход к авиационным клубам со стороны ЦС РОСТО, или, наоборот, слишком завышенные требования к клубам АОН со стороны руководителей Государственной службы гражданской авиации?

По использованию государственной авиации (в том числе РОСТО) в коммерческих целях есть немало вопросов, хотя бы об исполнении подпункта "в" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1999 года N 862. Так, в протоколе заседания правительственной комиссии, состоявшегося в мае 2001 г., Министерству обороны было указано принять необходимые меры об исполнении п.п. "в" п.5 этого постановления Правительства РФ, но до сих пор ничего не сделано. Согласно этому же протоколу Минтранс и Минобороны России и другие ведомства должны были в 3-месячный срок разработать и представить в правительство проект нормативного правового акта об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях. В этом проекте должны быть предусмотрены, во-первых, порядок допуска воздушных судов и аэродромов государственной и экспериментальной авиации к использованию в коммерческих целях; во-вторых, особенности лицензирования деятельности по осуществлению коммерческих перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной и экспериментальной авиации и, наконец, в-третьих, особенности сертификации воздушных судов и аэродромов государственной и экспериментальной авиации для осуществления коммерческой деятельности.

Пока об этом проекте ничего неизвестно. Между тем два авиационных клуба РОСТО Амурской области довольно активно выполняют различные виды авиационных работ, не дожидаясь появления нужных нормативных документов.

Государственная служба гражданской авиации также проводит работу по совершенствованию нормативных правовых документов для авиации общего назначения. Так, в постановлении Совета ГСГА от 28.03.01 N 5 практическая деятельность АОН определена как важное направление в функционировании гражданской авиации. Ведется работа по сертификации ее субъектов, организованы летно-технические центры по экспертизе воздушных судов АОН. Но остаются нерешенными многие проблемы. И среди них такие, как допуск к эксплуатации воздушных судов АОН, прежде всего единичных экземпляров, использование воздушного пространства, вопросы обеспечения безопасности полетов.

Продолжается работа по подготовке таких документов, как федеральные авиационные правила "Сертификация эксплуатантов АОН, регистрация субъектов АОН. Инспектирование и контроль деятельности эксплуатантов АОН"; программы подготовки частных пилотов соответствующего уровня и инструкторского состава на воздушных судах, не используемых в коммерческой авиации.

Будут рассматриваться предложения по установлению специальных районов для выполнения полетов воздушных судов АОН без разрешения центров ЕС УВД, порядок выполнения этих полетов, обеспечения безопасности полетов.

Остается надеяться, что все задуманное в Государственной службе гражданской авиации будет выполнено, и авиация общего назначения продолжит свое развитие в рамках требований, удовлетворяющих субъекты АОН.

Отсутствие нормативных правовых документов затрудняет проведение инспекторского контроля органами Ространсинспекции....
Авторские права на данный материал принадлежат «Транспорт России». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка