О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

России нарежут кусочек авиарынка

В начале ноября 2002 года правительство России в очередной раз приняло два очень важных решения: по обязательному акционированию крупнейшего в стране, полностью рентабельного, градообразующего государственного унитарного предприятия КнААПО (Комсомольск-на-Амуре) и о выпуске, начиная с 2004 года, первой партии пассажирских самолетов Ту-334 на Луховицком авиазаводе, входящем в состав РСК "МиГ".

Вот как прокомментировали ожидаемое развитие событий аналитики силовых структур:

Наши крупнейшие авиафирмы не учитывают процессов, происходящих в мире. И уже сейчас в финансовом плане выгоднее покупать готовые самолеты, чем держать свои авиазаводы. Через 5-7 лет, возможно, нам придется покупать авиатехнику по мировым ценам и авиаперевозки станут более безопасными, хотя техобслуживание станет дороже.

В этом плане интеграция наших авиапредприятий с зарубежными - веление времени. Внутренняя интеграция без госзаказа ни к чему хорошему не приведет, но для выживания российских авиафирм на текущем промежутке времени именно она нужна: получаемых денег на сохранение объединенных фирм в усеченном виде должно хватить. Что касается экспорта нашей авиатехники, то здесь возникает большая проблема: пока самолет не пошел внутри страны, его перспективы на внешнем рынке минимальны.

К сожалению, у руководителей АВПК "Сухой" и РСК "МИГ" превалирует ущербная логика: если американцы решили создать при наличии исходного оборудования самолет 5-го поколения "JSF" за 12 лет с затратами в 2, 5 млрд. долларов в год, то русским хватит 1, 5 млрд. на всю разработку самолета такого уровня. Виртуальный самолет "Блок-60" стоил американцам 8 млрд. долларов. Результат работы Погосяна и Никитина можно предугадать: 1, 5 млрд., как это уже было с сотнями миллионов долларов, растекутся по карманам акционеров-руководителей. Затем сменятся президент, министры, генеральные - все разойдутся и никто отвечать за провал не будет. Уже сейчас в верхах поговаривают о перемещении Михаила Погосяна с поста главы АВПК "Сухой" на высшую должность в воссоздаваемый Минпром, а Николая Никитина, главу РСК "МИГ" - в кресло начальника Российского авиакосмического агентства. На этих должностях еще можно найти, что развалить. А в это время арабы сделают боевой комплекс лучше, чем им предлагают американцы, с современной наземной аппаратурой обеспечения.

Ковальков, один из руководителей ГосНИИАСа, уже однажды констатировал, что сама авиация в наше время убыточна и выживает за счет пирамиды производств и предприятий, существующих под ее маркой. В Европе нет таких "чистых" авиаконцернов, как РСК "МИГ". Там активно протекают процессы слияния крупнейших авиафирм ("Боинга" с "Мак-Дональдом", "Дассо" с "Эмбайером" и др.). "Боинг" работает над транспортными самолетами и истребителями, "Локхид-Мартин" - с тактической авиацией и космическими аппаратами. Возьмут свое не здесь, так там, - не утонут. Генеральный директор ИАПО поступил очень грамотно, связав судьбу своего предприятия с российской компанией "ФТК". Теперь в сфере деятельности этой корпорации есть авиация, но есть и не авиация. ФТК работает нестандартно, иногда в ущерб государству, но поддерживает и авиацию. Конечно, бензином ей выгоднее торговать, чем делать самолеты.

У основных экспортеров российской авиапродукции Индии и Китая уже давно существует свое развитое авиапроизводство, и если найдется "роковая" ошибка в передаче лицензии на производство, то они ею воспользуются на законном основании. Китай, Индия на базе своих технологий могут самостоятельно выйти на мировой рынок, хотим мы этого или не хотим, Китай уже сделал F-10, делает "Супер-7". Турция по лицензии сама почти полностью делает американский F-16, кроме РЭБ, локатора и двигателей.

У всех мировых фирм (кроме наших) господствует принцип: оптимальные затраты - максимум выполненных задач. При убыточном бизнес-плане проект отвергается, если его не финансирует государство.

Касьянов в Париже договаривался о сотрудничестве в аэрокосмической области: они делают "Аэрбас" в разных модификациях, а мы им поставляем шасси и некоторые детали. Потом, может быть, нарежут России маленький кусочек рынка. К сожалению, это реальное будущее авиаотрасли капиталистической России.

Западные страны делают все, чтобы обесценить, дискредитировать нашу продукцию на внешних рынках. Яркий пример тому - передача Польше в придачу к танкам "Леопард" двух эскадрилий "МиГ-29" из состава германских ВВС по 5-6 млн. долларов (есть данные, что по 1, 5 млн.) за каждый современный истребитель из боевого строя. Трудно поверить: два десятка лучших в мире истребителей вошли в "танковый" контракт! А РСК "МИГ" даже не участвует в этом. В совместном предприятии "МАПС" (Германия-Россия) де-факто немцы захватили контрольный пакет акций: самолеты принадлежат им, и они полностью контролируют модернизацию и переоснащение под стандарты НАТО системы опознавания, системы связи и пр.

А правительство в это время акционирует, приватизирует прибыльные авиапредприятия, создает из них нежизнеспособные холдинги и теряет рынки сбыта продукции. Одновременно тает на глазах боевой потенциал наших ВВС....
Авторские права на данный материал принадлежат «Правда России». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка