О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Акционеров "Толмачево" опередили обладминистрация и авиакомпания "Сибирь"

Новосибирская обладминистрация и авиакомпания "Сибирь" собираются лоббировать единого кандидата на пост гендиректора аэропорта "Толмачево". Выборы должны состояться 17 мая. Как стало известно "КС", обе стороны хотят видеть на этом посту первого заместителя гендиректора "Сибири" по производству Александра Виндермута. Исхода выборов с нетерпением ждут участники рынка авиаперевозок. Если "Сибири" удастся провести в "Толмачево" своего кандидата, это изменит конкурентную среду на рынке и определит развитие аэропорта и авиакомпании на годы вперед.

"Толмачево" - международный аэропорт класса А-1. Выручка в 2002 году составила 880 млн руб., чистая прибыль - 61 млн. Крупнейшие акционеры: Минимущество РФ - 51%, ОАО "Эртан" - 10,5%, ООО "Итог" (принадлежит структурам, аффилированным с Московским речным пароходством) - 12%.
"КС" в N 6 уже рассказывал, что 18 февраля 2003 года гендиректор аэропорта Вячеслав Шаталин предложил досрочно прекратить собственные полномочия и избрать нового руководителя на общем годовом собрании акционеров 17 мая. Уже тогда "КС" предположил, что найти компромиссную кандидатуру будет непросто, так как в последнее время в "Толмачево" появились новые мощные фигуры. Весной прошлого года, выкупив ООО "Итог", акционером аэропорта стала бизнес-группа, контролирующая Московское речное пароходство. Вместе с тем интерес к "Толмачево" проявляют администрация Новосибирской области и базовая авиакомпания "Сибирь". Именно эти две структуры, формально не являясь акционерами аэропорта, решили первыми "застолбить" свою кандидатуру на пост гендиректора аэропорта. Как сообщил "КС" высокопоставленный источник в обладминистрации, "это должен быть человек опытный, связанный с авиацией и имеющий авторитет в "Толмачево"". Таким человеком может оказаться первый заместитель гендиректора авиакомпании "Сибирь" по производству Александр Виндермут.

Для "Сибири" "свой" человек во главе "Толмачево" жизненно необходим, поскольку авиакомпания давно имеет претензии к базовому аэропорту. "В настоящее время увеличение объемов пассажирских перевозок "Сибири" сдерживается состоянием базового аэропорта, - отмечается в корпоративной газете АК "Сибирь" "Крылья Сибири". - Технологические возможности "Толмачево" не позволяют сегодня обрабатывать значительные трансферные потоки пассажиров и грузов из Европы в Юго-Восточную Азию и обратно".

Помимо того, "Сибирь" хотела бы оказывать большее влияние на местный рынок авиаперевозок. Так, председатель совета директоров авиакомпании Владимир Тасун не однажды сетовал "КС" на отсутствие полноценной конкуренции на рынке авиаперевозок: "Здесь нет участников с одинаковыми правами. Например, "КрасЭйр" имеет в своем составе аэропортовый комплекс "Емельяново", который устанавливает свои правила на местном рынке и не пускает чужаков. Как можно влиять на "Владивостокавиа" или Хабаровское авиапредприятие, если у них авиакомпания и аэропорт - единое целое?".

Авиаперевозчики, работающие на новосибирском рынке, с опаской относятся к схожему слиянию менеджмента в Новосибирске. Как полагает пресс-секретарь компании "Трансаэро" Сергей Быхал, "любая авиакомпания заинтересована в хороших отношениях с аэропортом и наоборот - любой аэропорт заинтересован в привлечении авиакомпаний и создании хаба. Каким бы ни было руководство, главное - чтобы были честные правила игры по отношению ко всем перевозчикам. Когда мы вернулись в "Толмачево", то встречались с руководством аэропорта и обговаривали условия работы". Теперь же, по словам Быхала, "все будет зависеть от политики генерального директора. Трудно о чем-то говорить, не зная его программы".

Поскольку возможности напрямую повлиять на исход выборов у авиакомпании и обладминистрации нет, можно предположить, что они будут усиленно лоббировать своего кандидата через Минтранс и Минимущества. Председатель совета директоров "Толмачево" и до последнего времени руководитель департамента промышленности, транспорта, связи и строительства Минимущества РФ Александр Бородин подтвердил "КС": "Минимущество само не может выдвигать кандидатов - для этого должно быть соответствующее представление из Министерства транспорта. Таков порядок- Позицию губернатора мы учитывали и будем учитывать. Более того, существует договоренность Фарида Газизулина (руководитель Минимущества. - "КС"), Сергея Франка (министр транспорта) и Виктора Толоконского (губернатор Новосибирской области) о согласовании кандидатуры, но пока никаких документов от областных властей, насколько мне известно, мы не получали- Никаких официальных переговоров по этому поводу не было, хотя про Виндермута я слышал от Натальи Филевой (первый заместитель гендиректора "Сибири" по экономике и финансам. - "КС")".

Крупнейший частный акционер "Толмачево" - ООО "Итог" - пока определяется со своим решением. Как сказал "КС" представитель "Итога" в совете директоров аэропорта Григорий Меньших, "о выдвижении Александра Виндермута я слышал. Свой выбор мы сделаем через две недели. Безусловно, будем выдвигать кандидата на пост гендиректора, но пока не знаю, кто это будет. Поддержим ли мы Виндермута, тоже сказать не могу. Со мной лично никаких переговоров по этому поводу пока не было".

В самом же "Толмачево" не исключают возможности назначения гендиректором нынешнего первого заместителя Вячеслава Шаталина - Виктора Ширяева.

Кроме всего прочего, от выбора генерального директора "Толмачево" будет зависеть и выбор пути развития аэропорта. На сегодняшний день существуют две концепции развития. Первая, активно лоббируемая "Сибирью", подразумевает строительство нового международного терминала, получившего рабочее название "Ньюпорт Новосибирск". Основная идея заключается в привлечении в "Толмачево" трансферных пассажирских и грузовых потоков на маршрутах между Европой и Азией (согласно существующим прогнозам, они могут составить от 3,7 млн человек в 2005 году до 6,8 млн человек в 2015 году), а также в развитии базы аэропортового комплекса. Общая стоимость работ оценивается в 250 млн евро, которые необходимо вложить в течение 4-5 лет.

Вторая концепция разработана по заказу самого "Толмачево" международным консорциумом "Внешаудит-ПАКК-Obermeyer". Ее основная идея заключается в привлечении в "Толмачево" принципиально новых транспортных потоков и создание регионального хаба. По словам гендиректора ЗАО "Внешаудит" Леонида Митрофанова, концепция предполагает в ближайшие годы увеличение пассажирооборота более чем в 3 раза - до 4,2 млн пассажиров в год. Общая стоимость работ составит $150 млн.

Пока ни у одной из концепций нет конкретных источников финансирования. Возможно, что ясность с выбором генерального директора позволит и инвесторам "развязать кошельки"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Континент Сибирь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка