О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

American Airlines выходит из "мертвой петли"

Акции авиакомпании American Airlines (AA) подскочили за один день почти на треть на фоне сообщений о том, что ее руководству удалось добиться прогресса в переговорах с профсоюзами пилотов и стюардесс. Участники фондового рынка решили, что перспектива банкротства крупнейшего воздушного перевозчика США откладывается. По мнению Ричарда Биттенбендера (Richard Bittenbender), аналитика агентства Moody"s, "и с учетом уступок профсоюзов ситуация выглядит не блестящей, но без них она была бы совсем мрачной".

Ситуация с AA является отражением общего кризиса авиаперевозок, усилившегося в последние недели прежде всего из-за иракского фактора. Ведущие компании резко сократили число рейсов, в том числе трансатлантических. Кроме того, паника по поводу распространения вируса нетипичной пневмонии привела и к значительному уменьшению рейсов в Юго-Восточную Азию. Трудности в отрасли начались еще в 2000 г., когда предложение на рынке перевозок стало превышать спрос, и прибыли многих, особенно американских компаний упали. Еще хуже положение стало после терактов 11 сентября. Только четыре дня простоя из-за запретов на полеты в воздушном пространстве США вылились в убытки в более чем 3 млрд долл. Еще хуже был кризис доверия к перевозчикам, из-за которого наполняемость самолетов упала на долгие месяцы более чем на треть. Столкнувшись с огромными трудностями, Continental объявила об увольнении почти половины своего штата - 12 тысяч сотрудников, America West запросила у правительства стабилизационного кредита в рамках федеральной программы помощи, Midway Airways обанкротилась. 2002 год не стал переломным: сразу две компании - United Airlines (UAL) и US Airways (N2 и 6 в десятке крупнейших перевозчиков Америки) - укрылись под сень 11-й статьи закона о банкротстве (защита от кредиторов). Неудивительно: средняя наполняемость рейсов большинства компаний с трудом достигала 67%, в то время как для минимальной прибыльности этот показатель должен достигать хотя бы 82%.

Аналитики, правда, предсказывали восстановление рынка перевозок к 2004 г., но война в Ираке и атипичная пневмония серьезно пошатнули такой оптимизм. Международная ассоциация авиатранспорта (IATA) еще накануне конфликта опубликовала прогноз, согласно которому затягивание боевых действий на срок более трех недель чревато "крахом летнего туристического сезона". За последние две недели пассажиропоток семи крупнейших американских компаний через Атлантику сократился на 25%, через Тихий океан - на 10-20%, в Латинскую Америку - на 10%, почти на столько же упало и число желающих летать внутренними рейсами.

Скорее всего, война продлится не меньше месяца, и это обстоятельство серьезно бьет и по перевозчикам, и по всей туристической индустрии. В попытках выйти из кризиса авиакомпании создают крупные международные альянсы, идут на так называемую "сервисную" кооперацию с торговыми и гостиничными сетями (предлагающими существенные скидки предъявителям авиабилетов), наконец, объявляют реструктуризацию. US Airways после официального обращения к 11-й статье сократила 35% работников, закрыла большое число рейсов и в результате близка к тому, чтобы получить правительственный кредит и избежать ликвидации.

Что касается АА, то после Нового года на ожиданиях войны она теряла до 5 млн долл. в день, усугубляя проблемы прошлых лет (ничтожная прибыльность до 11 сентября, 3,5 млрд убытков в 2002 г.). Единственным выходом из ситуации виделась жесткая реструктуризация, предусматривавшая не только уменьшение числа рейсов с частичным переходом на более рентабельные самолеты, но и сокращение фонда зарплаты сотрудникам на 1,8 млрд долл. Профсоюзы пилотов и стюардесс резко возражали против такой схемы, указывая, что финансовые трудности компании в основном вызваны непомерно высокими зарплатами топ-менеджеров (одна из причин краха Enron). Однако в итоге согласились "обделить" себя соответственно на 660 и 340 млн долл. - суммарно на 1 млрд .долл., и только механики еще упорствуют. Урезание фонда зарплаты - одно из ключевых условий получения кредита от консорциума, возглавляемого Citibank, JP Morgan Chase, CIT и Merrill Lynch. В то же время ряд аналитиков предсказывает, что и "затягивание поясов" и кредит сами по себе не помогут перевозчику N 1, если он не перейдет к более гибким схемам как управления, так и тарификации услуг. Ведь в то время, когда традиционные компании испытывали трудности с клиентурой, перевозчики-дискаунтеры (EasyJet и Ryanair в Европе, Southwest и JetBlue в США, наоборот, прогрессировали).

И само собой, крайне трудно будет выйти из кризиса, если не будет преодолен другой кризис, связанный с международной напряженностью. Рынок авиаперевозок оказался невероятно чувствителен к проблемам войны и международного терроризма, а также к угрозам эпидемий. Чтобы преодолеть страхи потенциальных пассажиров, связанные с этими проблемами, нужно по крайней мере полтора-два спокойных года. Но такого подарка авиакомпании пока не получают и потому готовятся к худшему....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка