О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Государство национализирует "Авиастар"

В четверг должно пройти заседание правительства под председательством премьер-министра Михаила Касьянова, посвященное проблемам российской авиационной промышленности, и в частности "Ульяновского авиационного промышленного комплекса "Авиастар". "Авиастар" - крупнейшее по проектной мощности в Европе предприятие по производству самолетов, специализирующееся на строительстве среднемагистральных грузопассажирских самолетов Ту-204 и грузовых самолетов Ан-124 "Руслан", - находится в стадии банкротства. Основная проблема предприятия - то, что большинство акционеров сегодня фактически не участвуют в управлении авиационным комплексом из-за предполагаемых махинаций менеджмента с активами предприятия в 1998-2001 годах. Острым вопросом остаются и источники инвестиций. Как сообщили RBC daily, итогом заседания может стать национализация предприятия и передача управления им представителям крупных российских банков.

"Главная проблема ОАО "УАПК "Авиастар" сегодня - это то, что самые ликвидные, профильные активы предприятия, фактически вся его инфраструктура (аэропорт, покрасочный комплекс, железная дорога, электрические и тепловые сети) в период с 1998 по 2001 год при попустительстве тогдашнего ульяновского губернатора Юрия Горячева были выведены менеджментом из-под контроля авиационного промышленного комплекса", - сообщил RBC daily Игорь Лейко, бывший генеральный директор завода, в настоящее время член совета директоров "Авиастара". Фактически контроль над инфраструктурой предприятия в обход большинства его акционеров попал в руки небольшого числа частных лиц. Именно это и привело гигантское предприятие к банкротству. "При бездействии как федеральных, так и местных властей государству был нанесен многомиллиардный ущерб, более 20 тысяч человек оказались вместо обладателей акций обладателями фантиков, а более 37 тысяч человек просто лишились работы на некогда новейшем и мощнейшем авиационно-строительном комплексе страны" - так обрисовал ситуацию в одном из своих интервью Владимир Шаманов, нынешний губернатор Ульяновской области. Уголовные дела о преднамеренном банкротстве предприятия и превышении менеджментом своих полномочий были возбуждены осенью 2002 года и в настоящее время расследуются прокуратурой. А самим предприятием уже пять месяцев в качестве арбитражного управляющего руководит сотрудник федеральной службы по финансовому оздоровлению Игорь Игин. По словам Игоря Лейко, сегодня в стадии рассмотрения находятся более 50 арбитражных дел по возврату активов на "УАПК "Авиастар", решения по которым позволят полностью восстановить ликвидность предприятия.

Возврат активов, по идее, должен стимулировать приток инвестиций. Сейчас у "Авиастара" есть один финансовый инвестор - египетский миллионер Ибрагим Ахмед Камель, владеющий компаниями Kato Aromatic и Sirocco Aerospace и заключивший в прошлом году инвестиционное соглашение с Минимущества и ОАО "Туполев" на сумму 375 млн долларов. Эти деньги должны быть инвестированы в производство самолетов через ОАО "Туполев" - фактически дочернее предприятие "Авиастар" - в обмен на 25% акций ЗАО "Авиастар-СП" (сборочного предприятия комплекса). "На сегодня эти деньги реально пока еще не вложены, но, даже если эти инвестиции поступят, все равно производственные мощности предприятия будут загружены лишь на 20%", - говорит Игорь Лейко. По его оценке, в "Авиастар" для его нормального функционирования должно быть вложено еще порядка 600 млн долларов. То есть "Авиастару" (по оценкам экспертов, его рыночная капитализация составляет не менее 7 млрд долларов) нужен по крайней мере еще один крупный инвестор.

Им может стать концорциум российских банков, проявивших интерес к предприятию в конце октября 2002 года. Тогда на стол Михаила Касьянова легло предложение от четырех крупных российских банков ("Национальный резервный банк", "Внешэкономбанк", "Внешторгбанк", "Российский банк развития") прогарантировать краткосрочными и долгосрочными кредитами, а также банковскими гарантиями заказ на 42 самолета Ту-204 общей стоимостью 1 млрд долларов США. В отличие от господина Камеля, они не требовали предоставить в собственность акции, однако просили передать им 75% плюс одна акция "Авиастар-СП" и 55,2% акций ОАО "Туполев" в доверительное управление. Премьер-министр пока воздерживался от комментариев по данному вопросу. Определенность в ситуации вокруг предприятия, скорее всего, появится после завтрашнего заседания правительства. Правда, эксперты отмечают, что в случае появления еще одного инвестора могут возникнуть сложности с г-ном Камелем, который потеряет свою монополию на инвестиции в предприятие и, пользуясь тем, что авиапредприятию невыгодно отказываться от египетских инвестиций, возможно, будет ставить условия об увеличении своего пакета акций.

В случае, если возможные сложности с египетским инвестором будут улажены, участие банкиров в работе предприятия будет выгодно прежде всего российским потребителям самолетов "ТУ-204". "Оба инвестора будут контролировать друг друга и не дадут менеджменту воровать активы "Авиастара". Кроме того, из-за увеличения объемов производства накладные расходы, а, следовательно, и цены на продукцию снизятся, возрастет доверие заказчиков", - отмечает Игорь Лейко. По его мнению, эта схема оздоровления предприятия будет эффективной, потому что в плане производства и сбыта произведенных на "Авиастаре" самолетов интересы египетского инвестора и потенциальных инвесторов из России фактически не пересекаются. "Банки намерены инвестировать средства в изготовление Ту-204-100, укомплектованных двигателями Пермского моторного завода для последующей их продажи в России и странах СНГ. Египетский инвестор вложит средства в производство Ту-204-120 с двигателями Rolls-Royce для их продажи за рубежом", - сообщили RBC daily на "Авиастаре".

Однако, прежде чем банки смогут прийти на "Авиастар", государство должно "расчистить" для них площадку. Государство - владелец самого большого пакета акций ульяновского авиационного комплекса (15,1%), остальные акции распределены между множеством юридических (65,23% акций) и физических (19,56%) лиц. Как сообщили RBC daily, завтра правительство может принять решение о передаче государству контрольного пакета акций ОАО "УАПК "Авиастар" в уплату за долги по налогам. В результате действий по оздоровлению предприятия будут погашены долги ОАО "УАПК "Авиастар" перед кредиторами (сегодня они составляют 1,5 млрд рублей), государство станет владельцем 51% акций всех предприятий авиакомплекса (включая инфраструктуру), а акционеры восстановят свои имущественные права и законные интересы....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка