О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Без авиапрома

Сегодня правительство должно рассмотреть новую концепцию поддержки авиапрома. Основой программы станет лизинг самолетов. Если правительство не примет решений по удешевлению этого механизма, через два-три года Россия останется без авиапрома и собственных самолетов, а международные перевозки подорожают на треть.

Самолетов на всех не хватит

В 2006 году Россия столкнется с нехваткой самолетов. По данным Росавиакосмоса, до 2010 года российские авиакомпании нуждаются в 200 магистральных самолетах, 300 региональных самолетах, 350 вертолетах и 80 грузовых самолетах. То есть российская авиапромышленность должна ежегодно производить около 100 воздушных судов. Но в 2002 году в России было построено только два самолета Ту-214, два Ту-204 и один Ту-154М.

Проблема авиазаводов в том, что при отсутствии финансирования и заказов они не в состоянии возобновить производство. А авиакомпании не могут заплатить сразу всю сумму, требуемую заводом за новый самолет. Но они готовы приобретать самолеты в рассрочку, точнее, в лизинг. Лизинговая компания за счет собственных и привлеченных средств покупает у заводов самолеты, а затем передает их в аренду авиакомпаниям.

Дорогие кредиты

Но почти за два года правительственной поддержки лизинга российских самолетов ни один проект не заработал.

Все упирается в высокую стоимость отечественного лизинга и дешевые предложения западных конкурентов, которые обладают финансовыми портфелями на сотни миллионов долларов. Зарубежные лизинговые компании имеют широкую клиентскую базу и доступ к дешевым финансовым ресурсам, а капитализация российских компаний невелика, и они самостоятельно не могут привлечь дополнительные финансы на приобретение самолетов. Или кредиты изначально будут дорогими, а качество российской техники остается под вопросом.

"Иномарки" подорожают

Опасаясь неконтролируемого ввоза в Россию "иномарок", Минэкономразвития хочет повысить ввозные пошлины на подержанные иностранные самолеты. А для стимулирования развития лизинга министерство собирается расширить практику субсидирования авиакомпаниям лизинговых платежей. Кроме того, чиновники собираются снизить таможенные пошлины на иностранные авиадвигатели и комплектующие, которые в России не производятся.

Но "авиакомпании не покупают новых самолетов не потому, что нет лизинга, - заявил ГАЗЕТЕ представитель одного из крупных авиаперевозчиков, - а потому, что эти самолеты не позволяют зарабатывать деньги". Они малоэффективны и "больше стоят на земле, чем летают", говорит собеседник ГАЗЕТЫ.

Кроме того, у большинства перевозчиков имеется достаточное количество самолетов, доставшихся даром при развале советского "Аэрофлота". Они эксплуатируются на внутренних линиях, а суда нового поколения для авиакомпаний являются лишь средством получения преференций от государства.

По мнению аналитиков, если в ближайшие год-полтора не произойдет концентрации отраслевых средств, отечественные авиазаводы так и не начнут серийного производства самолетов. В итоге российский рынок откроют для зарубежных самолетов, российских перевозчиков вытеснят с международного рынка, а эксплуатация зарубежной техники приведет к увеличению стоимости перевозок как минимум на 30%.


Вам нужен лизинг?

Генеральный директор ОАО "Аэрофлот" Валерий Окулов:

"Аэрофлот" уже давно и результативно использует механизм лизинга, причем это относится не только к самолетам. Лизинг создает большие удобства для потребителя, развивает сложившийся рынок. В то же время мировая практика не знает примеров, чтобы лизинговые компании явились механизмом становления авиационной промышленности. Лизинг эффективен, когда есть пользующийся широким спросом конкурентоспособный продукт и есть сильные потребители этого продукта, способные эффективно его использовать для извлечения прибыли".

Президент Национального резервного банка Александр Лебедев:

"Лизинг - это необходимый инструмент для организации платежеспособного спроса на самолеты. Я считаю, это может стать рентабельным бизнесом, если государство и частный сектор будут заниматься этим совместно".

Заместитель министра экономического развития и торговли Юрий Исаев:

"Государство участвует в капитале лизинговых компаний. При этом государство выступает как стратегический инвестор, которого интересует не столько доходность самого бизнеса, сколько восстановление развития авиационной промышленности страны. С этой точки зрения, государству необходимо обеспечить увеличение капитала лизинговых компаний до уровня, когда они самостоятельно, за счет собственных доходов и привлеченного финансирования смогут обеспечить ежегодный выпуск самолетов в достаточном количестве для безубыточного функционирования самолетостроительных заводов".

Генеральный директор ОАО "Красноярские авиалинии" Борис Абрамович:

"Лизинг - пожалуй, единственная возможность запустить механизм реновации парка воздушных судов в российских авиакомпаниях. Необходимо замкнуть логическую цепь: производитель - лизинговая компания - авиакомпания - компания технической поддержки. Реновация авиатехники должна стать массовым, "серийным" явлением. А для этого важно обеспечить доступность лизинга для эксплуатантов. Это и есть главная задача лизинговых компаний"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка