Газета
10 апреля 2003, 12:39
Без авиапрома
Самолетов на всех не хватит
В 2006 году Россия столкнется с нехваткой самолетов. По данным Росавиакосмоса, до 2010 года российские авиакомпании нуждаются в 200 магистральных самолетах, 300 региональных самолетах, 350 вертолетах и 80 грузовых самолетах. То есть российская авиапромышленность должна ежегодно производить около 100 воздушных судов. Но в 2002 году в России было построено только два самолета Ту-214, два Ту-204 и один Ту-154М.
Проблема авиазаводов в том, что при отсутствии финансирования и заказов они не в состоянии возобновить производство. А авиакомпании не могут заплатить сразу всю сумму, требуемую заводом за новый самолет. Но они готовы приобретать самолеты в рассрочку, точнее, в лизинг. Лизинговая компания за счет собственных и привлеченных средств покупает у заводов самолеты, а затем передает их в аренду авиакомпаниям.
Дорогие кредиты
Но почти за два года правительственной поддержки лизинга российских самолетов ни один проект не заработал.
Все упирается в высокую стоимость отечественного лизинга и дешевые предложения западных конкурентов, которые обладают финансовыми портфелями на сотни миллионов долларов. Зарубежные лизинговые компании имеют широкую клиентскую базу и доступ к дешевым финансовым ресурсам, а капитализация российских компаний невелика, и они самостоятельно не могут привлечь дополнительные финансы на приобретение самолетов. Или кредиты изначально будут дорогими, а качество российской техники остается под вопросом.
"Иномарки" подорожают
Опасаясь неконтролируемого ввоза в Россию "иномарок", Минэкономразвития хочет повысить ввозные пошлины на подержанные иностранные самолеты. А для стимулирования развития лизинга министерство собирается расширить практику субсидирования авиакомпаниям лизинговых платежей. Кроме того, чиновники собираются снизить таможенные пошлины на иностранные авиадвигатели и комплектующие, которые в России не производятся.
Но "авиакомпании не покупают новых самолетов не потому, что нет лизинга, - заявил ГАЗЕТЕ представитель одного из крупных авиаперевозчиков, - а потому, что эти самолеты не позволяют зарабатывать деньги". Они малоэффективны и "больше стоят на земле, чем летают", говорит собеседник ГАЗЕТЫ.
Кроме того, у большинства перевозчиков имеется достаточное количество самолетов, доставшихся даром при развале советского "Аэрофлота". Они эксплуатируются на внутренних линиях, а суда нового поколения для авиакомпаний являются лишь средством получения преференций от государства.
По мнению аналитиков, если в ближайшие год-полтора не произойдет концентрации отраслевых средств, отечественные авиазаводы так и не начнут серийного производства самолетов. В итоге российский рынок откроют для зарубежных самолетов, российских перевозчиков вытеснят с международного рынка, а эксплуатация зарубежной техники приведет к увеличению стоимости перевозок как минимум на 30%.
Вам нужен лизинг?
Генеральный директор ОАО "Аэрофлот" Валерий Окулов:
"Аэрофлот" уже давно и результативно использует механизм лизинга, причем это относится не только к самолетам. Лизинг создает большие удобства для потребителя, развивает сложившийся рынок. В то же время мировая практика не знает примеров, чтобы лизинговые компании явились механизмом становления авиационной промышленности. Лизинг эффективен, когда есть пользующийся широким спросом конкурентоспособный продукт и есть сильные потребители этого продукта, способные эффективно его использовать для извлечения прибыли".
Президент Национального резервного банка Александр Лебедев:
"Лизинг - это необходимый инструмент для организации платежеспособного спроса на самолеты. Я считаю, это может стать рентабельным бизнесом, если государство и частный сектор будут заниматься этим совместно".
Заместитель министра экономического развития и торговли Юрий Исаев:
"Государство участвует в капитале лизинговых компаний. При этом государство выступает как стратегический инвестор, которого интересует не столько доходность самого бизнеса, сколько восстановление развития авиационной промышленности страны. С этой точки зрения, государству необходимо обеспечить увеличение капитала лизинговых компаний до уровня, когда они самостоятельно, за счет собственных доходов и привлеченного финансирования смогут обеспечить ежегодный выпуск самолетов в достаточном количестве для безубыточного функционирования самолетостроительных заводов".
Генеральный директор ОАО "Красноярские авиалинии" Борис Абрамович:
"Лизинг - пожалуй, единственная возможность запустить механизм реновации парка воздушных судов в российских авиакомпаниях. Необходимо замкнуть логическую цепь: производитель - лизинговая компания - авиакомпания - компания технической поддержки. Реновация авиатехники должна стать массовым, "серийным" явлением. А для этого важно обеспечить доступность лизинга для эксплуатантов. Это и есть главная задача лизинговых компаний"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 23, 2024
Экипаж противолодочного самолета Ту-142МЗ Тихоокеанского флота выполнил поиск подлодок условного противника над Тихим океаном
Апрель 23, 2024
Экипаж вертолета Ка-52М ВКС России успешно поразил подразделения ВСУ на Авдеевском направлении
Апрель 23, 2024
Передовая инженерная школа МАИ и ОДК реализуют проекты по созданию новых силовых установок
Апрель 23, 2024
ОДК реализует с ПИШ МАИ проекты по созданию новых силовых установок