О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Налог на страе крылья

В течение трех месяцев Минэкономразвития должно представить в правительство предложение по повышению импортных пошлин на ввоз в Россию подержанных гражданских самолетов. Таково вчерашнее решение кабинета министров. Один из наиболее вероятных вариантов - увеличение таможенных тарифов с 25 до 35% для импортных самолетов старше 7 лет, которые по своей цене являются основными конкурентами производимым в России авиалайнерам.

Правительство недовольно темпами реализации лизинговых схем по приобретению отечественной авиатехники. Открывая вчерашнее заседание кабинета министров, премьер-министр России Михаил Касьянов заявил, что государство выполнило обязательства по инвестированию 3,2 млрд рублей в капиталы двух лизинговых компаний - "Ильюшин Финанс" и Финансовая лизинговая компания (ФЛК), однако пока большого эффекта это не дало.

В России на фоне стремительного старения воздушного парка третий год подряд продолжается рост авиаперевозок. По данным Минэкономразвития, российским авиакомпаниям до 2010 года потребуется не менее 134 новых самолетов. Однако отечественный авиапром в своем сегодняшнем состоянии не способен производить такое количество машин.

Именно поэтому в недрах министерства родилась идея решить проблему обновления парка российских авиакомпаний за счет изменения правил импорта самолетов. Чиновники предлагали, чтобы двум лизинговым компаниям ("Ильюшин-финанс" и ФЛК), контролируемым государством, было разрешено беспошлинно ввозить в Россию иностранные самолеты (об этой инициативе "Известия" писали 14 марта).

Идея вызвала протест у авиапроизводителей и ряда политических партий, пикетировавших здание министерства. В итоге ведомство Грефа не рискнуло вчера внести это предложение на рассмотрение кабинета министров, ограничившись лишь одной инициативой, которая действительно направлена на защиту интересов российского авиапрома.

Рыночная стоимость самолета Boeing 767-300 (аналог Ил-96-300), выпущенного до 1996 года, менее $40 млн, что позволяет передавать его в лизинг российским авиакомпаниям по ставке менее $500 тыс. в месяц. Эта сумма сопоставима с предложениями лизинговой компании "Ильюшин Финанс" для самолетов Ил-96-300.

Эксперты Минэкономразвития полагают, что к такой агрессивной политике на российском рынке Boeing и Airbus подтолкнула ситуация, сложившаяся на западном рынке авиаперевозок. Не оправившиеся от последствий терактов 11 сентября 2001 года в США зарубежные авиакомпании столкнулись с очередным снижением пассажиропотока, вызванного военными событиями в Ираке и азиатской атипичной пневмонией. Это заставило перевозчиков сокращать маршрутную сеть и отказываться от ранее заказанных самолетов.

Защитить наш рынок Минэкономразвития предлагает за счет увеличения пошлин на старые "иномарки", о чем правительство давно просят представители отечественного авиапрома. Однако эта идея идет вразрез с интересами ряда авиакомпаний. "Зарубежные перевозчики, которые конкурируют с нашей авиакомпанией на более чем 90% рынка, не платят пошлин за свою авиатехнику независимо от ее возраста, - сказала "Известиям" генеральный директор "Трансаэро" Ольга Плешакова. - Следовательно, принятие 7-летнего срока как рубежа для уплаты повышенных пошлин заведомо поставит "Трансаэро" в невыгодное положение по сравнению с перевозчиками из СНГ и дальнего зарубежья (Англии, Германии, Израиля)".

Для успешной реализации лизинговых схем замминистра экономического развития и торговли Юрий Исаев попросил поддержки у государства. В материалах, подготовленных к заседанию правительства, Минэкономразвития рекомендует представителям государства в совете директоров "Аэрофлота" одобрить договор лизинга 6 самолетов Ил-96-300 с "Ильюшин Финанс".

Аналитики полагали, что убеждать в этом госчиновников будут и представители Национального резервного банка (НРБ), который в марте стал владельцем блокирующего пакета акций "Аэрофлота". Однако, как заявил президент банка Александр Лебедев, НРБ не намерен добиваться обновления парка "Аэрофлота" за счет покупки российских самолетов через лизинговую компанию "Ильюшин Финанс", где у НРБ 37% акций.

"Мы попытаемся развести этот конфликт интересов, - говорит президент НРБ Александр Лебедев. - Нужно производить только конкурентоспособные самолеты, иначе рынок нас накажет - плохую технику никто не возьмет. Я сам буду этому препятствовать: зачем губить "Аэрофлот" и ухудшать его экономические показатели?"...
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка