Гудок
15 апреля 2003, 10:59
"Конкорд" уходит на покой
Как пояснил президент "Эр Франс" Сирил Спинетта, компания "с сожалением" решила прекратить полеты "Конкорда", однако это решение было неизбежным, поскольку эксплуатация лайнера стала "трудной" в техническом отношении и "дефицитной" в финансовом. Примерно в таком же духе высказался и генеральный директор "Бритиш Эйруэйз" Род Эддингтон: он заявил о "конце фантастической эпохи мировой аэронавтики" и "уходе "Конкорда" на пенсию".
Сверхзвуковой пассажирский авиалайнер французско-британского производства, рассчитанный на 100 мест, совершил первый полет в марте 1969 года, а в 1976-м начались коммерческие трансатлантические полеты по маршрутам Париж - Нью-Йорк и Лондон - Нью-Йорк. Удовольствие было недешевым: за возможность по воздуху пересечь Атлантику на скорости 2200 километров в час нужно было выложить от 5 до 9 тысяч долларов. Тем не менее "Конкорд" быстро снискал популярность у состоятельных пассажиров: бизнесменов, политиков, людей из мира моды и шоу-бизнеса. Полеты на "Конкорде" стали своеобразным признаком принадлежности к высшим слоям общества.
Увы, все кончается. Первый сокрушительный удар по репутации "Конкорда", считавшегося самым надежным в мире авиалайнером, был нанесен 25 июля 2000 года. В тот день самолет, принадлежавший компании "Эр Франс" и направлявшийся в США с большой группой германских туристов на борту, загорелся и рухнул на землю спустя считанные минуты после взлета из парижского аэропорта Руасси-Шарль де Голль. Катастрофа унесла жизни 113 человек. И "Эр Франс", и "Бритиш Эйруэйз" временно прекратили полеты своих "Конкордов", провели многомесячное расследование и пришли к заключению, что причиной трагедии стал несчастный случай: на взлетной полосе оказался посторонний предмет, на который лайнер наехал при разбеге, из-за чего лопнула покрышка, детали которой, в свою очередь, повредили топливный бак, что и привело к пожару. При всей своей подробности это объяснение не смогло вернуть доверие к "Конкорду", тем более что в печать все чаще стали просачиваться сообщения о различных поломках и технических неисправностях лайнеров.
Потом были события 11 сентября 2001 года, породившие во всем мире боязнь полетов, и экономический спад, подтолкнувший деловых людей к экономии на всем, в том числе и на авиаперелетах. Окончательно добили "Конкорд" события вокруг Ирака: с начала нынешнего года заполняемость авиалайнеров сократилась с 40 - 50 до 20 процентов. Одновременно с этим резко выросли затраты на техническое обслуживание стареющего самолета. По словам президента "Эр Франс", в последние два года они стали вдвое превышать непосредственно полетные расходы, а рентабельность за это же время сократилась в полтора раза.
За все минувшие десятилетия у "Конкорда" не было конкурентов в небе. Таким конкурентом мог бы стать советский Ту-144, кстати, совершивший первый полет раньше "Конкорда" - в декабре 1968-го. Но в 1973 году Ту-144 потерпел катастрофу во время демонстрационного полета на авиасалоне в Ле-Бурже. Примечательно, что советский самолет разбился всего в нескольких километрах от того места, где 27 лет спустя рухнул на землю объятый пламенем "Конкорд". И хотя после той давней катастрофы, точные причины которой так, кстати, и не удалось установить, Ту-144 еще некоторое время совершал полеты, однако на его будущем был поставлен крест. Теперь то же самое произошло с "Конкордом"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 8, 2024
Аэрофлот поставит новый рекорд по количеству рейсов между Москвой и Казанью
Май 8, 2024
Как правильно оценивать состояние композитных элементов самолета
Май 8, 2024
В МАИ отметили 79-ю годовщину Великой Победы
Май 8, 2024
Госдума выполнит задачи, обозначенные в указе по развитию авиационных путей