О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Конкорд" уходит на покой

В четверг авиакомпании "Эр Франс" и "Бритиш Эйруэйз" объявили, что сверхзвуковым пассажирским авиалайнерам "Конкорд" осталось летать лишь несколько месяцев: с 1 ноября 2003 года их окончательно поставят на прикол.

Как пояснил президент "Эр Франс" Сирил Спинетта, компания "с сожалением" решила прекратить полеты "Конкорда", однако это решение было неизбежным, поскольку эксплуатация лайнера стала "трудной" в техническом отношении и "дефицитной" в финансовом. Примерно в таком же духе высказался и генеральный директор "Бритиш Эйруэйз" Род Эддингтон: он заявил о "конце фантастической эпохи мировой аэронавтики" и "уходе "Конкорда" на пенсию".

Сверхзвуковой пассажирский авиалайнер французско-британского производства, рассчитанный на 100 мест, совершил первый полет в марте 1969 года, а в 1976-м начались коммерческие трансатлантические полеты по маршрутам Париж - Нью-Йорк и Лондон - Нью-Йорк. Удовольствие было недешевым: за возможность по воздуху пересечь Атлантику на скорости 2200 километров в час нужно было выложить от 5 до 9 тысяч долларов. Тем не менее "Конкорд" быстро снискал популярность у состоятельных пассажиров: бизнесменов, политиков, людей из мира моды и шоу-бизнеса. Полеты на "Конкорде" стали своеобразным признаком принадлежности к высшим слоям общества.

Увы, все кончается. Первый сокрушительный удар по репутации "Конкорда", считавшегося самым надежным в мире авиалайнером, был нанесен 25 июля 2000 года. В тот день самолет, принадлежавший компании "Эр Франс" и направлявшийся в США с большой группой германских туристов на борту, загорелся и рухнул на землю спустя считанные минуты после взлета из парижского аэропорта Руасси-Шарль де Голль. Катастрофа унесла жизни 113 человек. И "Эр Франс", и "Бритиш Эйруэйз" временно прекратили полеты своих "Конкордов", провели многомесячное расследование и пришли к заключению, что причиной трагедии стал несчастный случай: на взлетной полосе оказался посторонний предмет, на который лайнер наехал при разбеге, из-за чего лопнула покрышка, детали которой, в свою очередь, повредили топливный бак, что и привело к пожару. При всей своей подробности это объяснение не смогло вернуть доверие к "Конкорду", тем более что в печать все чаще стали просачиваться сообщения о различных поломках и технических неисправностях лайнеров.

Потом были события 11 сентября 2001 года, породившие во всем мире боязнь полетов, и экономический спад, подтолкнувший деловых людей к экономии на всем, в том числе и на авиаперелетах. Окончательно добили "Конкорд" события вокруг Ирака: с начала нынешнего года заполняемость авиалайнеров сократилась с 40 - 50 до 20 процентов. Одновременно с этим резко выросли затраты на техническое обслуживание стареющего самолета. По словам президента "Эр Франс", в последние два года они стали вдвое превышать непосредственно полетные расходы, а рентабельность за это же время сократилась в полтора раза.

За все минувшие десятилетия у "Конкорда" не было конкурентов в небе. Таким конкурентом мог бы стать советский Ту-144, кстати, совершивший первый полет раньше "Конкорда" - в декабре 1968-го. Но в 1973 году Ту-144 потерпел катастрофу во время демонстрационного полета на авиасалоне в Ле-Бурже. Примечательно, что советский самолет разбился всего в нескольких километрах от того места, где 27 лет спустя рухнул на землю объятый пламенем "Конкорд". И хотя после той давней катастрофы, точные причины которой так, кстати, и не удалось установить, Ту-144 еще некоторое время совершал полеты, однако на его будущем был поставлен крест. Теперь то же самое произошло с "Конкордом"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка