О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В Штаты мигом

Столько раз твердили о гибели отечественного авиапрома, что практически заставили в это поверить. Но Михаил Петрович СИМОНОВ, генеральный конструктор самолетов марки "Су", например, основал новую фирму и начал новый бизнес. Фирма называется "Союз" и ведет конструкторскую разработку нового авиационного двигателя для нового служебного суперсамолета.

- Почему вы, конструктор самолетов, стали вдруг заниматься разработкой новых двигателей?

- Конструктор самолетов должен заниматься двигателями всегда! Как говорят в шутку наши конструкторы: "На самолете создает энергию только двигатель - все остальное ее потребляет!". Кроме того, авиационный двигатель - такая сложная машина, что он не может не иметь других применений.

- Каких, например?

- Авиационные двигатели обладают огромной мощностью - более 20 мегаватт. Поэтому нормальный двигатель обычного военного самолета может быть перепроектирован в газотурбинный привод для электростанции. Это особенно актуально, учитывая энергетический кризис, который переживаем не только мы. Американцы тоже попали в трудную ситуацию - в Калифорнии.

Крупнейшая американская компания General Electric по определению должна бы заниматься производством двигателей для пассажирских "боингов". Но не эти двигатели составляют сегодня основную ее продукцию. GE имеет наибольшие прибыли и объемы производства именно по наземным газотурбинным двигателям, переделанным из авиационных. И, естественно, мы не могли у себя в России прозевать такое важное направление. Это очень эффективное вложение труда и капитала.

- То есть конверсия авиационного двигателя в привод для электростанций - основное направление вашего нового бизнеса?

- Нет, почему же: Сегодня на фирме "Союз" разрабатывается и пассажирский сверхзвуковой служебный самолет. Дело в том, что современные компании стали транснациональными, и у руководителей возникает проблема - как быстро преодолеть расстояния между офисами и производствами, которые находятся на разных континентах. Это можно будет сделать с помощью нового сверхзвукового служебного самолета марки "Су" с двигателем нашего бюро "Союз". Трассы, по которым должен летать наш новый самолет, охватывают всю планету, дальность трасс достигает 7,5 тысячи километров. Наш сверхзвуковой служебный самолет с одной посадкой сможет достать любую точку на земном шаре. В экипаже - два пилота и одна стюардесса. Машина рассчитана на семь пассажиров.

- Но, согласитесь, люди, преодолевающие многие тысячи километров, испытывают колоссальные неудобства. А ведь они совершают такие вояжи для решения какой-то важной служебной задачи - значит, по прибытии бизнесмен должен быть в форме. А он выходит из самолета после длительного полета еле живой:

- Нужно сокращать время пребывания человека в полете! Стало быть, нужно увеличить скорость самолета. Наш новый служебный самолет имеет скорость 2150 километров в час. А это означает: экономия времени в полете - 60 процентов. То есть с началом эксплуатации этой машины уйдут в прошлое те времена, когда, преодолев 7,5 тысячи километров (расстояние от Москвы до Нью-Йорка или Токио), пассажир появлялся в пункте назначения в виде вареной котлеты.

- Эпоха, начавшаяся после 11 сентября 2001 года, предъявляет к авиаторам новые требования? Я имею в виду соображения безопасности.

- Да. Ведь как было раньше? Приходилось час сидеть в самолете и ждать команду на взлет - задержка происходила из-за того, что один из пассажиров не явился на посадку, но сдал вещи в багаж. Значит, есть подозрение, что в его багаже бомба. Поэтому нужно изымать весь багаж и заново проверять его.

После 11 сентября мы убедились: пассажир может быть на борту, и багаж может быть на борту - и все равно это ни от чего не спасает. Террористы-камикадзе могут взорвать самолет так же, как они взрывают автобусы в Иерусалиме. В этом смысле служебные самолеты намного безопаснее.

- Небольшой по размерам самолет легче проконтролировать?

- Безусловно. Кроме того, служебные самолеты находятся в собственной эксплуатации компании. Пассажиры - сотрудники предприятия - хорошо знают друг друга, террорист в их число не проникнет. Поэтому безопасность на этих самолетах стопроцентная. Конечно, такой самолет можно сбить на взлете с помощью зенитной ракеты - но это уже из другого разряда рисков.

- А сколько все это удовольствие стоит?

- В пределах шести миллионов долларов. Но жизнь высокопоставленных работников, которые ведут дела по всему миру, стоит того, чтобы охранять их и предоставлять самолеты с высокой безопасностью.

- А члены правительства и президент могли бы летать на таких самолетах? И работать на борту?

- Я в авиации больше сорока лет и с некоторой иронией всегда смотрел кадры хроники, где показывается, как наши лидеры работают на борту самолета. Мне лично работать на борту самолета никогда не удавалось - устаешь от болтанки и от долгого полета. На борту не работать надо, а отдыхать.

- Михаил Петрович, это естественно, что вы хвалите свой проект, свой самолет, но...

- Когда мы прилетаем на международные авиационные выставки, например в Фарнборо, наших летчиков всегда просят: "Разрешите полетать на ваших самолетах!". И ожидают, что мы, исходя из соображений секретности, зажмемся и ответим: "Да нет, да вы что!". Но мы разрешаем. Конечно, мы сажаем сзади нашего летчика-испытателя, который просто следит, чтобы иностранец не разбился.

Когда, например, наш самолет "Су", пилотируемый летчиком из Королевских ВВС, уходит на полигон над Атлантикой, там же появляется английский истребитель-перехватчик "Торнадо", и между ними начинается учебный бой. Естественно, перехватчик сразу занимает позицию в полусфере сзади нашего истребителя - берет его под прицел. Как только "Торнадо" занял положение для атаки, его пилот говорит английскому летчику, который сидит в нашем истребителе: "Гоу!". И потом на послеполетном разборе нам приятно слышать такие фразы: "Не успел тебе сказать: "Гоу!", как ты - раз! - и куда-то делся!".

А наш "Су" никуда не делся. Он просто в тот же момент косой петлей вышел в хвост "Торнадо"!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Новая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка