О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Москва и область делят "Шереметьево"

Обнародованное на днях предложение "Альфа-Групп" о взятии в свои руки управления столичным аэропортом "Шереметьево" послужило сигналом к новому раунду противостояния между правительствами Москвы и Московской области. Губернатор МО Борис Громов выступил во вторник с заявлением, что областная администрация намерена предложить федеральным властям некий план по оптимизации управления подмосковными аэропортами. В ответ пресс-секретарь правительства Москвы Сергей Цой заявил о "необоснованных претензиях" областной администрации на аэропорт "Шереметьево". Судя по всему, два субъекта федерации попытаются использовать инициативу "Альфа-Групп" для того, чтобы закрепить контроль над аэропортом.

Положение, в котором оказался аэропорт "Шереметьево", требовало вмешательства уже давно. "Ситуация тяжелая: аэропорт стремительно теряет долю на рынке, из него уходят авиакомпании, - сказала "RBC daily" аналитик Объединенной Финансовой Группы Елена Сахнова. - Это происходит из-за того, что аэропорт устарел и не справляется с объемом перевозок". Между тем четкой стратегии развития аэропорта не существует: его менеджмент постоянно меняется, и конец срока работы очередного директора, как правило, совпадает со временем утверждения программы развития. "Видя такое положение, "Альфа-Групп" вышла с предложением взять управление аэропортом на себя, - говорит аналитик ОФГ. - Уже давно ожидалось что-то подобное - что кто-то положит конец этим распрям". По мнению Елены Сахновой, необходимость прихода в аэропорт стабильного и профессионального менеджмента назрела давно, поскольку назначение на руководящие должности государственных чиновников до сих пор не дало никакого положительного результата.

У плачевного положения "Шереметьево" есть еще одна фундаментальная причина: вокруг территориального подчинения - а значит, и колоссальных поступлений в региональный бюджет - вот уже который год насмерть бьются правительства Москвы и Московской области. Дело в том, что, хотя аэропорт формально находится на областной земле, большинство предприятий на его площадях зарегистрированы в Москве и платят налоги в городской бюджет. По версии Андрея Барковского, главы пресс-службы губернатора Московской области, еще год назад высший арбитражный суд решил, что земля под комплексом "Шереметьево" принадлежит области. С тех пор, сообщил "RBC daily" г-н Барковский, более 50% предприятий на территории "Шереметьево" уже перерегистрировались на область, в том числе "Аэрофлот". Это позволило области существенно (глава пресс-службы губернатора не назвал точную сумму) увеличить доходы своего бюджета.

Однако на деле коллизия, похоже, далека от окончательного разрешения. "Хотя все аэропорты региона расположены на территории Подмосковья, их имущество принадлежит не только областной администрации, но и другим собственникам, в частности правительству Москвы, - заявил в среду пресс-секретарь мэра Москвы Сергей Цой, комментируя заявление Бориса Громова. - Что же касается самого комплекса "Шереметьево", то рассмотрение этого вопроса продолжается в судебных инстанциях". По мнению г-на Цоя, строить планы относительно имущества "Шереметьево" до окончательного решения суда некорректно. Источник "RBC daily" в правительстве Москвы также отмечает, что сторонам еще предстоят судебные разбирательства. "У этой истории судебная перспектива, - говорит собеседник RBC daily. - Стороны публично признали, что не могут договориться, поскольку и та и другая уже исчерпали аргументы. Даже согласительный механизм, который в других вопросах показал себя довольно эффективным, оказался не способен решить эту проблему". Источник отмечает, что правила, по которым играют претенденты на "Шереметьево", очень противоречивы. Эти противоречия уходят корнями еще в советскую эпоху, когда вопросы переподчинения решались проще, без учета интересов или правил. В результате создается тупиковая правовая коллизия, которую едва ли можно преодолеть без волевого вмешательства извне.

Федеральное правительство уже делало попытку такого вмешательства. Как рассказал "RBC daily" один из бывших топ-менеджеров "Шереметьево", еще в прошлом году министр экономического развития и торговли Герман Греф "имел долгий разговор" с мэром Москвы Юрием Лужковым. В результате, отмечает собеседник "RBC daily", Москве "отдали" аэропорт Внуково, а взамен мэрия обещала отказаться от претензий на "Шереметьево". Москву это вполне устраивало - ведь львиная доля налогов от предприятий аэропорта все равно поступала в городской бюджет. Федеральное правительство, между тем, преследовало собственные цели: пригасив активность Москвы, оно надеялось добиться смягчения позиции Московской области, из-за которой застопорилось строительство терминала "Шереметьево-3". Еще в 2001 году администрация Химкинского района под предлогом нарушения сроков проведения работ расторгла договор аренды участка, выделенного для строительства третьего терминала. Как сообщили "RBC daily" в "Шереметьево", договора об аренде этого участка не существует и сейчас. Разумеется, в условиях такой неопределенности ни о каком строительстве нового терминала речь идти не может.

Однако, добившись негласного перемирия между двумя субъектами федерации, "центр" все равно не сумел стронуть с места проект расширения аэропорта. Между тем плачевное положение Шереметьева напрямую вредит перспективам компании "Аэрофлот", контролируемой федеральным правительством. Поэтому вполне вероятно, что инициатива о передаче управления в частые руки могла исходить от самого кабинета. В любом случае, по словам бывшего топ-менеджера "Шереметьево", переговоры по этому поводу с "Альфа-Групп" начались "на уровне Михаила Касьянова" еще в начале этого года. Видимо, опасаясь нарушить хрупкую тишину вокруг "Шереметьево", факт этих переговоров старались не афишировать. Однако коль скоро переговоры стали достоянием гласности, мир между Москвой и Московской областью отошел в небытие. Из слов Бориса Громова можно предположить, что областная администрация готова возобновить бой за "Шереметьево", заручившись поддержкой одной из компаний-претендентов на управление аэропортом. "Все мы хотим, чтобы авиационными комплексами в Московской области управляла такая компания, которая на деле показала, как нужно строить с помощью правительства области, чтобы аэропорт стал самым современным не только в России, но и в Европе", - заявил губернатор.

Впрочем, какую именно компанию имел в виду г-н Громов, пока остается загадкой. Эксперты затрудняются назвать структуру, которая могла бы соперничать с "Альфа-Групп" за управление аэропортом. Глава губернаторской пресс-службы Андрей Барковский сказал "RBC daily", что содержание "громовского" плана пока не раскрывается. Между тем чиновник в областном правительстве сообщил "RBC daily", что никакого плана там вообще не видели. Он смог лишь подтвердить, что администрация области сейчас ведет борьбу за то, чтобы "Шереметьево" стало областным. Официальная позиция федерального правительства в этой ситуации пока неясна. Известно лишь, что сейчас Михаил Касьянов ждет реакции со стороны Минэкономразвития, Минтранса и Минимущества, а принятие окончательного решения ожидается в течение недели. Сотрудник МЭРТ сказал "RBC daily", что его министерство "не возражает против передачи аэропорта в управление на условиях конкурса". Никакой более подробной информации он сообщить не смог. Пока неизвестно, организует правительство тендер на управление аэропортом "Шереметьево" или просто передаст это право "Альфа-Групп" распоряжением за подписью премьера. Впрочем, следует помнить, что переговоры правительства и "Альфа-Групп" тщательным образом скрывались в течение четырех месяцев. Поэтому официальное оглашение инициативы "Альфы" может означать, что на самом деле решение "на высшем уровне" уже принято. В этом случае, споря о праве контроля над "Шереметьево", Москва и Подмосковье просто зря теряют время....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка