О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Борт номер 96016

В понедельник днем с аэродрома Воронежского авиастроительного объединения (ВАСО) в свой первый испытательный полет отправился новый президентский лайнер Ил-96-300-ПУ. "ПУ" - означает "пункт управления", а вовсе не первые буквы фамилии президента. Первый построили для Бориса Ельцина в начале 90-х - на нем-то и летает сейчас Владимир Путин. Лайнер летал около трех часов. Он прошел по специальным маршрутам, выделенным для испытаний в небе Центрального Черноземья. В 16.00 на заводе начался "разбор полета", в котором участвовал первый заместитель генконструктора ОКБ "Ильюшин" Вячеслав Терентьев. Предварительные итоги признаны удовлетворительными: президент получит комфортабельный и технически надежный лайнер.

По мнению заместителя главного инженера ВАСО Виталия Зубарева, главе такого государства, как Россия, полагается не менее трех специальных самолетов такого класса - для подстраховки.

- Я надеюсь, вскоре наш завод получит и третий заказ, - заявил Зубарев "Известиям". - Если переоборудовать для президента какой-либо из уже имеющихся Ил-96-300, то работы займут 14 месяцев. Если же все начинать с нуля - то три года. Только металлургический комбинат делает все необходимые детали для планера не менее 9 месяцев.

Новый президентский лайнер станет всего вторым самолетом, который ВАСО сдал в полноценную эксплуатацию за последний десяток лет. С началом реформ внутренний спрос на широкофюзеляжные машины воронежского авиазавода упал в России до нуля, и если бы не правительственные заказы, заводу пришлось бы совсем плохо. В апреле 2003 года, после того, как ВАСО стал составной частью объединенного комплекса "Ильюшин", ситуация здесь резко переменилась: на завод пошли крупные заказы как от "Аэрофлота", так и от Министерства обороны. Для военных будут выпускать новые транспортные Ил-76МФ и Ил-112.

Ну а пока главная задача ВАСО - сдать в эксплуатацию второй VIP-борт. Работы над ним идут сегодня в три смены. Летные испытания продлятся не менее 20 дней, сообщил "Известиям" главный инженер завода Михаил Шушпанов. Затем, поскольку лайнер является еще и пунктом управления главы ядерной державы, последуют испытания спецоборудования - не менее 2 месяцев. На самолете поставили разработанную на одном из омских заводов систему спецсвязи: Путин сможет сделать звонок, который будет зашифрован специальным кодом, с любой высоты в любую точку мира. Сдача в эксплуатацию нового "борта номер один" намечена на 30 августа 2003 года - точно по графику.

Первая, "ельцинская" машина, - Ил-96-300-ПУ - имеет бортовой номер 96012. Отделку салона тогда сделали в Швейцарии. По слухам, упорно циркулирующим в Воронеже, таково было личное распоряжение руководителя президентской службы охраны Александра Коржакова, которого не слишком впечатлило качество работ воронежских мастеров. Первый спецсамолет тогда год провел на стоянке в Базеле. Новому, "путинскому" борту присвоили номер 96016, а конкурс на разработку отделки его салона выиграла английская фирма "Diamonite Aircraft Furnishing Ltd" (среди участников конкурса были и израильтяне). Отделку же ведут на месте - в Воронеже силами российских специалистов. В ней участвуют мастера из Златоуста (золотые и ювелирные работы), а также ткачи из патриарших мастерских в Сергиевом Посаде - они делают гобелены. К понедельнику отделочные работы были готовы на 90%, но самолет все же взлетел без многих внутренних деталей интерьера: они слишком дороги, а в ходе испытаний их могли поцарапать исследовательским оборудованием.

По оценке главного инженера ВАСО Михаила Шушпанова, новый президентский борт будет стоить не более двух третей от стоимости серийного Боинга-767 или А-320, то есть от 45 до 60 миллионов долларов.

- Никаких унитазов за 75 тысяч долларов, как пишет местная пресса, там не будет, - заметил Шушпанов. - Основная стоимость такой машины приходится на ее оснастку спецсредствами.

По словам руководства ВАСО, салон новой машины выдержан в светлых тонах, а предпочтение отдано цветам российского флага. "Никакого малахита, минимум позолоты и прочей помпезности", - утверждают заводчане. Английская фирма с задачей справилась, ухитрившись совместить требования, предъявляемые к VIP-стандарту, и правила авиабезопасности, предъявляемые к любому гражданскому воздушному судну, независимо от его класса.

Второй президентский "борт" имеет еще одно важное отличие: на нем установлен новый бортовой комплекс аэронавигационного оборудования. На ВАСО считают, что этот комплекс - один из лучших в мире и собираются ставить его еще на 6 своих пассажирских самолетов Ил-96-300, которые купит "Аэрофлот".

- Спасибо президентскому заказу, - заявил главный инженер ВАСО Михаил Шушпанов, - иначе нам просто не на чем было бы отработать это комплекс.

В сентябре самолет поступит в государственную транспортную компанию "Россия", которая отвечает за перевозки высших лиц государства и эксплуатирует спецлайнеры.

- Новый самолет сможет взлетать и садиться при очень плохой погоде, - рассказал "Известиям" генеральный директор ГТК "Россия" Николай Шипиль. - На нем установлены российские двигатели ПС-90, появился встроенный нижний трап, по которому может спускаться президент.

По словам гендиректора, после кабины пилотов находится отсек для отдыха летчиков. Затем идут рабочий кабинет и спальня президента, ванна и туалет. Есть и настоящий конференц-зал на двенадцать человек, а также помещения для сопровождающих.

- На борту расположены и отсеки для охраны и обслуживающего персонала - подчеркнул Николай Шипиль. - Есть кухня, но она даже меньше, чем в обычном пассажирском варианте Ил-96. Никаких баров на борту нет: на этом самолете ведь будут совершаться рабочие поездки главы государства....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка