О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Новое море в пятом океане

На сегодняшний день Объединенная федерация сверхлегкой авиации России - это уже структура общероссийского масштаба, где собраны лучшие силы в области создания и эксплуатации СЛА

Что же из себя представляет эта новая структура, которую называют "новое море в Пятом океане"? На вопросы нашего корреспондента отвечает президент Объединенной федерации сверхлегкой авиации России, заслуженный военный летчик СССР, заслуженный тренер России Владимир Забава.

- Владимир Иванович, как и когда зародилось это достаточно новое для нас направление - сверхлегкая авиация?

- Наша организация не так молода, как может показаться на первый взгляд. СЛА России выросла из Федерации дельтапланерного спорта СССР, которая была создана еще в 1978 году. В 1992 году перерегистрировались и стали называться Объединенная федерация сверхлегкой авиации России. Это уже несколько другая организация - по масштабам, структуре, задачам. Начиналось все с конструирования и любительских полетов на дельтапланах, потом это стало уже видом спорта, который, несмотря ни на что, продолжал развиваться. В последние годы появились новые классы летательных аппаратов: параплан, дельталет, мотопараплан. А это уже и новые виды спорта. Причем конструируют и собирают эту технику сами спортсмены, в клубах. Это очень серьезная работа, требующая глубоких знаний аэродинамики, эксплуатационных вопросов техники. Некоторые наши клубы переросли даже в предприятия по производству такой техники. Например, "Красные крылья" в Таганроге, "Лилиенталь" в Харькове. Московский "Дельтаком" (при МГТУ ГА) выпускает дельталет "Поиск-06", это тоже разработка специалистов из наших клубов. Так что на сегодняшний день Объединенная федерация СЛА России - это уже самодостаточная структура общероссийского масштаба, где собраны лучшие силы в области создания и эксплуатации СЛА. У нас есть экспериментальный летно-исследовальский центр, десятки высококлассных экспертов.

- В международных соревнованиях участвуете?

- Конечно. У нас четыре сборных команды страны. Есть уже первые и чемпионы мира. Одна из наших главных задач - учебно-летная и спортивная работа с молодежью. В России прошло 11 чемпионатов "летающих подростков и юношей". Такого нет нигде в мире. Самому младшему парапланеристу - 8 лет. Были, конечно, дискуссии, разрешать детям заниматься этим видом спорта или нет. Я считаю, что запрещать - это хуже. Надо просто ситуацию контролировать и направлять в нужное русло. Кстати, дети в воздухе более дисциплинированны, чем взрослые. Если подросток знает, что необходимо надевать шлем, - он это выполняет беспрекословно.

- Пусть ультрамалая, но все-таки это авиация. Кто-то контролирует вас - нормативную базу, требования летной годности, допуски?

- Мы вплотную работаем с ГСГА. Правда, часто раздается критика в этот адрес, что, мол, там тормозят развитие СЛА, рогатки ставят. Но я с этим не совсем согласен. То, что мы в последние годы так развились, это же о чем-то говорит... Если бы мешали, мы бы не стали тем, кем стали. Наше развитие тормозит не ГС ГА, а новый Воздушный кодекс. Он неадекватен требованиям времени. Например, СЛА очень востребована в системе народного хозяйства и есть возможность зарабатывать деньги. Но, согласно Воздушному кодексу, сверхлегкая авиация отнесена к авиации общего назначения, которая, в свою очередь, не имеет права заниматься коммерческой деятельностью. Только на безвозмездной основе. То есть, работать-то можешь, а денег не бери. Но мы же живем в условиях рыночной системы. Это раньше государство нас хорошо поддерживало, а сегодня денег на развитие нашего вида спорта никто не дает. А как нам развиваться? Как проводить соревнования? Знаете, какой у нас оклад тренера? Две тысячи. Рублей, естественно.

Значит, мы вынуждены сами себе зарабатывать деньги. Некоторые виды работ лучше пилотов СЛА никто не сделает, например, по обработке сельхозугодий. И наши спортсмены успешно там работают. Можно сказать, в обход закона. Но при этом люди делают очень хорошее и нужное дело. Да я бы ордена давал таким, как, например, Леша Кобызев из Волгограда - абсолютный чемпион России по дельтапланеризму и рекордсмен страны по качеству и объему выполненных авиахимработ. На него там просто молятся. Сколько он этих полей обработал... это же тяжелый труд. И заработанные деньги не в карман себе кладет - они идут на нужды клуба, для тех же детей, которые там занимаются, на организацию соревнований. Таких людей, как Леша, - патриотов в лучшем смысле этого слова, честных, сейчас уже не бывает.

- Какие еще работы можно выполнить на дельтаплане?

Дельталеты очень эффективно применяются в Татарии для контроля состояния энергосистемы, высоковольтных линий. Экипаж пролетает над объектом, осматривает его сверху тепловизором. Поскольку аппарат имеет возможность летать низко, видно все очень хорошо. В Удмуртии Виктор Гусев уже с десяток лет патрулирует нефтепроводы. Даже зимой! Эффективно сотрудничает с нефтяниками наш брянский областной клуб - проверяет большой участок нефтепровода "Дружба". В чем преимущество того же дельтаплана для такого вида работ? Увидел, например, нефтяное пятно - сел, осмотрел место аварии, сообщил диспетчеру координаты, полетел дальше. На чем еще так мобильно можно передвигаться? И аэродром не нужен. Кусок дороги в 150 метров и все. Если неисправность небольшая, можно тут же, на месте, ее устранить. Наши ребята разработали даже специальное устройство с химвеществом, позволяющим локализовать выброс нефтепродукта.

СЛА можно использовать в правоохранительных органах - для обследования местности, для борьбы с браконьерством. То есть, из чисто дельтапланерного вида спорта мы уже превратились в целую самодостаточную отрасль. Хотелось бы иметь возможность полнее использовать интеллектуально-методический, технический потенциал нашей федерации. А он у нас огромный. Мы могли бы сделать еще много полезного и для нашего вида спорта, и для решения многих экономических проблем, если бы не этот тормозной парашют - Воздушный кодекс....
Авторские права на данный материал принадлежат «Воздушный транспорт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка