О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Смерть на хвосте

В субботу во время тушения леса в Читинской области потерпел крушение вертолет "МИ-26Т" МЧС России. Геликоптер рухнул в лес недалеко от поселка Новокручининский. Кроме восьми членов экипажа на его борту находились четверо журналистов. Никому из пассажиров и членов экипажа остаться в живых не удалось. Как и почему произошла катастрофа, выяснили корреспонденты "МК".

Катастрофа произошла в 9 часов утра фактически на глазах работника администрации поселка Новокручининский Виктора Полукарова. Он-то и рассказал по телефону подробности.

- Тайга у нас горит каждый год. В этот раз пожар начался 30 апреля и третьего мая подошел вплотную к поселку. Все взрослое население поселка вооружилось кто чем мог, завели технику и бросились на тушение. Из Красноярска прилетели два вертолета МЧС.

- Где размещались спасатели?

- Недалеко от поселка, на базе детского реабилитационного центра. А журналисты прилетели специально из Читы, чтобы снять сюжет о тушении пожара с воздуха. Вертолет зависал над речкой Ингодой, зачерпывал из нее воду в цистерну и опустошал ее над горящим лесом. Он сделал третий слив, когда это случилось.

- Кто-нибудь видел, как произошла катастрофа?

- Мощный взрыв слышали в поселке практически все. Машина рухнула примерно в километре от поселка, в тайге, на том месте, где пожар уже прошел и лес выгорел.

- Кто первым прибыл на место аварии?

- Спасатели из реабилитационного центра, от него до места катастрофы было ближе всего. Они смогли подъехать на машине, но еще до этого вертолет сгорел полностью.

- Машина сильно пострадала?

- От нее практически ничего не осталось, только разбросанные в радиусе нескольких десятков метров обломки - и все. В первые минуты спасатели извлекли три обгоревших тела. По одежде видно было, что это не летчики.

В тот день на борту вертолета находились командир экипажа Сергей Виноградов, второй пилот Дмитрий Родин, штурман Олег Лапин, бортинженер Владимир Фалеев, старший бортмеханик Дмитрий Ембахтов, старший штурман - инспектор Сибирского регионального центра МЧС Сергей Барышников, бортоператор Алексей Крылов, представитель авиалесоохраны Владимир Турицин; корреспондент "Еженедельного журнала" Галина Ковальская, фотокорреспондент "Еженедельного журнала" Руслан Ямалов, корреспондент телеканала "Россия" Юлианна Находкина, телеоператор Константин Козарь.

Команда пилотов - слаженный экипаж, не в первый раз выполняет подобное задание. Взлет совершался с аэродрома "Черемушки" в Чите. Рассказывают, что не все пилоты пришли в восторг, когда узнали, что с ними полетят журналисты. "Плохая примета", - бурчали летчики. Но первые два вылета прошли вполне успешно...

Всего в последний полет на "МИ-26" отправились четверо журналистов.

"МИ-26Т" - самый тяжелый и один из самых надежных вертолетов в мире. Так что случай под Читой, безусловно, заставит призадуматься авиаторов.

Наиболее ходовая версия - намот троса на хвостовой винт вертолета. У летчиков это называется "дать хлыста". Трос закреплен на "брюхе" винтокрылой машины и несет резиновую корзину с водой (емкость 15 тонн). Сигнал с вертолета на открытие цистерны подается механически - открывается люк, и идет точечный сброс воды. При этом "МИ" обычно летит примерно на стометровой высоте со скоростью около 50 километров в час.

- Такое могло произойти, например, при внезапном обрыве емкости, - считает эксперт по расследованию авиапроисшествий Валентин НИКОЛАЕВ . - Оставшийся без груза трос по инерции отбрасывается назад, к хвосту вертолета. А даже малейшего воздействия на одну из пяти лопастей хвостового винта достаточно, чтобы машина потеряла управление. После этого винт просто перерубает хвостовую балку. Время падения с такой высоты - не более пяти секунд.

Итак, похоже, "МИ-26Т" действительно "дал хлыста". Но почему? Ссылки на сильный порыв ветра, озвученные министром МЧС Сергеем Шойгу, специалисты считают безосновательными. Действительно, в этом случае подобные ЧП происходили бы регулярно. Возможно, всему виной плохое крепление емкости. Одна из веревок оборвалась, пустая корзина "повисла", и трос отклонился от обычной оси колебания. Впрочем, эксперты будут проверять и другие версии - такие, как отказ техники, потеря управления при заходе на вираж против солнца, влияние погодных условий... Наконец, уже вчера члены комиссии по расследованию катастрофы собирались тщательно проверить состояние линии электропередачи, проходящей вблизи места катастрофы. Внешне ЛЭП не пострадала, перебоев с электричеством также не замечено. Но вертолет мог зацепиться тросом за так называемый "нулевой провод", соединяющий два столба. Кстати, очень похоже, что именно этот провод в итоге намотался на хвостовой винт. Пока, до завершения расследования причин катастрофы, полеты вертолетов "МИ-26" с аналогичными "гондолами" прекращены.

Крушения воздушных судов спасательных ведомств - не редкость как у нас, так и за границей. Только в этом году в январе в Австралии в аналогичной ситуации разбился пожарный вертолет, а в Польше, в Татрах - геликоптер местного МЧС, эвакуировавший туристов из зоны схода лавины. Увы, зачастую такие случаи расследуются кулуарно, информация о них не собирается и не анализируется. Спасатели не любят выносить сор из избы. А предпочитают вновь и вновь наступать на собственные грабли....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка