О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Высоты "Фазотрона"

Корпорация "Фазотрон-НИИР" длительное время занимается разработкой бортового оборудования для различных типов летательных аппаратов. Созданное в июле 1917 года, это предприятие является первым отечественным предприятием авиаприборостроения. Последние 50 лет оно специализируется в области разработок радиолокационных систем управления вооружением и бортовых РЛС для ударных авиационных комплексов армейской, фронтовой, а в последние годы и морской авиации. Пожалуй, в оборонном комплексе России найдется немного организаций с такой богатейшей историей. О сегодняшнем дне предприятия и перспективах его развития рассказывает генеральный директор - генеральный конструктор ОАО "Корпорация "Фазотрон-НИИР" Анатолий Канащенков.

Все истребители марки "МиГ", начиная с МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, а также Су-11, Су-15, Су-27, Як-25, Як-28, Ту-128 и другие оснащены бортовыми радиолокационными станциями (БРЛС) или системами управления вооружением (СУВ) разработки "Фазотрона". В их числе самый массовый в мире истребитель МиГ-21, один из лучших современных истребителей МиГ-29 и его модификации.

Доля БРЛС и СУВ разработки "Фазотрона" в общем количестве бортовых радиолокационных станций и систем управления вооружением истребителей России и стран СНГ составляет 82 процента, а истребителей мира - 30 процентов.

О том, что такие прочные позиции и солидная база на мировом рынке БРЛС истребителей могут быть с успехом использованы для поставки наших новых изделий, мы даже не подозревали, ибо она формировалась государством без нашего участия за счет военных поставок в социалистические страны и страны третьего мира. Поэтому, получив в 1988 году в числе первых предприятий ОПК право на ведение через "Росвооружение" внешнеэкономической деятельности, "Фазотрон" принял ряд энергичных усилий по завоеванию на внешних рынках активных позиций.

В 1988 году на "Фазотроне" был создан отдел внешнеэкономических связей (ОВЭС), в апреле 1989 года была получена лицензия Министерства ВЭС СССР на право осуществления внешнеэкономической деятельности по продукции гражданского назначения. В том же году "Фазотрон" стал членом Торговой палаты СССР. Внешнеэкономические связи по поставке военной техники осуществлялись через государственные внешнеторговые организации, а по поставке гражданских изделий - через посреднические коммерческие предприятия и путем установления прямых связей.

Именно в это время к нам пришло понимание возможностей использования сформировавшегося в годы СССР сегмента мирового рынка БРЛС истребителей и было принято довольно смелое решение - за счет собственных ресурсов и средств без привлечения сторонних инвестиций разработать базовые БРЛС, используемые для модернизации основных типов имеющихся за рубежом отечественных истребителей.

В течение 1992-1995 годов были разработаны новые базовые БРЛС "Копье", "Жук", а позже ряд их модификаций "Жук-МЭ", "Жук-МСЭ", "Жук-МФЭ", "Копье-М", "Копье-Ф" и другие, которые могут быть использованы для модернизации истребителей МиГ-21, МиГ-23, МиГ-23МЛ, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-29С, МиГ-33, Су-22, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-35 и других самолетов, существенно повышая их многофункциональность, в частности обеспечивая работу по наземным и надводным целям. В то же время созданы три модификации вертолетных РЛС для вертолетов Ка-52, Ка-27.

При этом эффективность боевого применения истребителя и вертолета возрастает в 2-6 раз при затратах примерно в 10 раз меньших, чем при покупке современного самолета с аналогичными характеристиками.

Наши новые БРЛС были неоднократно продемонстрированы на многочисленных авиасалонах и выставках, а также прорекламированы ведущими отечественными и международными журналами. "Фазотрон" и его продукция стали хорошо известны потенциальным заказчикам и конкурентам, в результате чего был заключен ряд контрактов через "Росвооружение" с КНР, Индией, Италией, Сингапуром и другими странами.

"Росвооружение" совместно с Нижегородским авиазаводом "Сокол" и "Фазотроном", РСК "МиГ" и ГосНИИАС выиграли конкурс на крупный заказ по модернизации МиГ-21 для индийских ВВС, основой которой является БРЛС "Копье". В настоящее время "Фазотрон" серийно изготавливает и регулярно поставляет за рубеж партии новейших многофункциональных радаров и систем управления вооружением и обороной (СУВО) для ударных самолетов.

Успешно завершены испытания БРЛС "Жук" в составе китайского истребителя F8-IIМ, подтвердившие заявленные характеристики БРЛС. Использование радара в несколько раз повышает боевую эффективность самолета. Завершены летные испытания БРЛС "Жемчуг" для китайских истребителей. Китаю также поставляются партии щелевых антенных решеток и радиолокационных передатчиков. Несколько стран предполагают использовать российский вертолет Ка-28 с радаром "Копье-А" для выполнения обзорно-ударных функций обеспечения охраны береговой линии. "Фазотрон" выполняет несколько контрактов, в том числе по поставке щелевых антенных решеток для одной из европейских стран. РСК "МиГ" и Корпорация "Фазотрон-НИИР" разработали свою концепцию модернизации истребителя МиГ-29 на основе нового радара "Жук-МЭ". Это традиционный подход мировой практики, который показывает, что модернизировать ударный авиационный комплекс, оснащенный радаром, с должным качеством и в короткие сроки могут только их разработчики с помощью нового радара. Уже имеются соглашения с некоторыми странами по выполнению подобных работ.

Сохранить и усилить завоеванные корпорацией "Фазотрон" позиции на мировом рынке бортовых радиолокационных систем истребителей можно лишь при условии непрерывного повышения их технического уровня с учетом тенденций, определяющих облик систем будущих поколений.

Учитывая, что срок службы планеров отечественных самолетов, отличающихся высокой прочностью и надежностью, составляет 40-45 лет, а боевые задачи, стоящие перед ними, постоянно и существенно усложняются, требуется неоднократная модернизация его радиоэлектронного комплекса и оружия (каждые 10-15 лет), основой которой являются радиолокационные системы. Поэтому созданная "Фазотроном" комплексная унифицированная система разработки и изготовления радаров и СУВО позволяет сравнительно легко и быстро адаптировать их в различных классах летательных аппаратов. Это дает возможность экономично и динамично в кратчайшие сроки провести модернизацию подобных авиационных комплексов, а также регулярно обеспечивать их эксплуатационное обслуживание. При этом тактико-технический уровень системы увеличивается до поколения от "4" до "4++". Сегодня "Фазотрон" является единственной корпорацией нашей страны, осуществляющей силами своих 25 дочерних предприятий разработку, серийное изготовление, поставку и эксплуатационное обслуживание новых радаров и СУВО.

В значительной степени благодаря средствам, полученным от внешнеэкономических поставок, "Фазотрону" удалось не только сохранить ведущую часть коллектива, создать корпорацию из 25 дочерних предприятий, филиалов и обособленных предприятий, но и использовать часть этих средств на опережающие НИР и ОКР, в первую очередь в интересах обороны России.

Таким образом, ВТС с инозаказчиками создает новые рабочие места внутри России, позволяет поддерживать и развивать самые передовые и наукоемкие технологии, укрепляет сотрудничество и содружество со многими странами и регионами. А главное - позволило создать и расширяет комплексную систему разработки и изготовления радаров и СУВО, проверенных серийным изготовлением и всеми видами испытаний.

Корпорация "Фазотрон-НИИР" готова при необходимости в самый короткий срок и с минимальными затратами провести модернизацию парка отечественных ударных самолетов, доведя их до класса "4+", "4++", что немаловажно для укрепления боеготовности частей ВВС. Сегодня специалисты нашей корпорации работают над созданием новых наукоемких технологий, позволяющих достойно конкурировать на внешнем и внутреннем рынках, в частности над созданием активной фазированной антенной решетки для отечественного истребителя 5-го поколения, рабочий образец которой будет создан в 2004 году....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка